Биография Ганса Гольбейна младшего

Художники разных стран

Ганс Гольбейн Младший – гениальный немецкий художник XVI века, самый именитый представитель разветвлённой династии живописцев.

Происхождение

Родился в 1497 году в древнем городе Аугсбург на юге Германии. Профессиональная деятельность была предопределена с раннего детства: отец, тоже Ганс Гольбейн (1465 – 1524), был художником, последователем фламандской, а позже школы итальянского Возрождения. Одинаковое имя отца и сына, занимающихся одним делом, обусловило использование возрастного уточнения при их упоминании: отец Ганс Гольбейн Старший, а сын соответственно Ганс Гольбейн Младший. Брат отца Зигмунд и ещё один сын Амброзиус также были художниками. Так что с рождения окружённый творческой атмосферой и кипучей деятельностью родных перед мольбертами, Ганс-сын по-другому никак не представлял свою жизнь.

Швейцария, Базель

В 1515 году, когда Гансу исполнилось 18 лет, он с братом (Амброзиус был старше на 3 года) едет учиться в швейцарский Базель, в то время город просвещения, науки и искусства. Местный художник Хербстер на 2 года стал учителем Ганса. В этот период Гольбейн Младший начинает проявлять самостоятельность по поводу выбора тем для своих рисунков. К примеру, увлечение произведениями крупнейшего учёного и гуманиста Эразма Роттердамского (1466 – 1536), имеющего всеевропейскую славу, подвигло Ганса к иллюстрированию текстов Эразма. Сочинитель высоко оценил рисунки молодого художника и изъявил желание познакомиться с ним лично. Знакомство состоялось и положило начало крепкой дружбе.

Швейцария, Люцерн

В период 1517 – 1519 годы Гольбейн Старший привлёк сыновей к оформлению дома главы городского магистрата в Люцерне. Семья расписывала здание в стиле итальянской живописи эпохи Возрождения. До наших дней сохранился лишь небольшой фрагмент подлинной росписи, который хранится в музее Люцерна.

Возвращение в Базель

В 1519 году Гольбейн Младший вернулся в Базель. К молодому художнику, о котором уже пошла слава как об искусном мастере, начали поступать заказы на портреты от местных аристократов и прочих знаменитостей. Эскизы и наброски по заказам целиком овладевают вниманием и занимают всё время, кроме того художника интересует религиозная тема – он пишет картину «Мёртвый Христос» и другие полотна на тематику страстей господних. Работает как декоратор и оформитель помещений и фасадов зданий, создаёт фрески. Его труды получают высокую оценку заказчиков и ценителей, известность его растёт. Базельская гильдия художников обращает внимание на талантливого 21-летнего мастера и приглашает Ганса Гольбейна Младшего вступить в свои ряды. Художник, член городской профессиональной гильдии с 25 сентября 1519 года, официально становится гражданином города с 3 июля 1520 года.

В 1524 году Гольбейн Младший ненадолго отлучался из Базеля – ездил во Францию.

Частная жизнь

Получить базельское гражданство помогло то обстоятельство, что художник женился на жительнице города, вдове мастера по выделке кож, Елизавете Шмит. До наших дней дошла весьма скудная информация о семейной жизни: известно лишь, что у четы Гольбейнов было четверо детей (две девочки и два мальчика).

Отцовская гордость

Успехи обоих сыновей делают счастливым их именитого отца. Это подтверждают его работы с изображением своих дорогих мальчиков. Собственный автопортрет с сыновьями изображён Гольбейном Старшим среди других персонажей на картине, сюжетная линия которой основана на книге Деяний апостолов, в частности, Павла. Позже, в 1511 году, в технике серебряного рисунка, нестираемого и особо эффектного, гордый за детей отец рисует их парный портрет.

Переезд в Лондон

В 1526 году Гольбейн Младший после долгих раздумий оставил Базель с его неспокойной обстановкой, связанной с участившимися религиозными столкновениями протестантов и католиков. По совету Эразма, бывавшего не раз в Англии, и с его же рекомендательными письмами к влиятельным лицам Гольбейн переехал в эту благополучную страну.  Англия представлялась тихой гаванью, где правил мудрый король и где можно было спокойно творить.

Работы первого лондонского периода

Гольбейн поселился у Томаса Мора, второго после короля человека в стране. Отличился первой же работой: написал групповой портрет семьи Мора, который стал первым подобным портретом в истории живописи. Подлинник утрачен – сгорел в 1752 году, но сохранились многочисленные копии, которые позволяют получить представление о работе. Много пишет художник и других именитых англичан, заказчики в восторге от портретов. Гольбейну удаётся хорошо заработать.

Неожиданный возврат в Базель

Собрав достаточную для покупки дома сумму, художник вновь возвращается в Швейцарию – ведь там семья. Дом приобретён, престижных и интересных заказов много, но ситуация с противостоянием католиков и протестантов лишь ухудшается – Гольбейн в Базеле чувствует себя некомфортно. Он принимает решение вновь уехать в Англию.

Второй лондонский период

Оставив семью, Гольбейн покидает Швейцарию, теперь навсегда. Но в Англии всё изменилось: развод короля Генриха VIII, его религиозная реформа и статус главы новой созданной англиканской церкви, интриги на религиозной почве, казнь Томаса Мора… Лишились влияния и положения и другие люди, оказывающие покровительство Гольбейну ранее.

Но художник старался обходить острые углы, главным для него было творчество. Он обзаводится новыми знакомствами и новыми благожелателями. В частности, благодаря Томасу Кромвелю, занимающему теперь пост главного королевского советника, портрет которого Гольбейн написал в 1533 году, художник в конце концов стал придворным живописцем. Он украшает дворец Уайт-холл, новую королевскую резиденцию, причём его художественная концепция касается каждого элемента в стенах дворца: от книжных переплётов до парадных костюмов придворных. Продолжает писать портреты: ему позировали как сам Генрих VIII со своей семьёй, так и многочисленные приближённые к королю.

Последние годы

В 1538 году Гольбейн Младший на короткое время посетил Базель. Несмотря на роскошные одеяния и внешнее благополучие, художник был лишён душевного покоя. Причиной тому стали многочисленные долги как следствие необузданной страсти к красивой свободной жизни. Некоторым документальным подтверждением этого служит сохранившееся завещание художника, из которого следует, что в Англии у него появились два внебрачных ребёнка. Завещание было написано 7 октября 1543 года – в это время в Англии буйствовала эпидемия чумы. Примерно через месяц Гольбейн Младший скоропостижно скончался. Дата смерти и место захоронения точно неизвестны.

Направления творчества

Некоторые произведения художника сохранились до наших дней. Они принадлежат крупнейшим музеям мира: в Дармштадте, Нью-Йорке, Берлине, Лондоне и других городах.

Гольбейн Младший создавал:

  • Религиозные картины – в основном, в раннем творческом периоде, до Базеля. Причём, исследователи сомневаются в авторстве, так как стили отца и сына вначале были идентичны;
  • Портретные миниатюры – после 1520-х, относятся к лондонскому периоду жизни;
  • Предметы прикладного искусства (эскизы к ним) – от ювелирных украшений и одёжной фурнитуры до элементов декора и архитектуры;
  • Книжные иллюстрации – пристрастившись к этому виду искусства в Базеле, на то время крупнейшем центре европейского книгопечатания;
  • Портреты – самое объёмное и наиболее успешное творческое наследие художника;
  • Фрески – минимально сохранившиеся лишь фрагментами.

К каждой работе художник относился с полной самоотдачей, в высшей степени серьёзно и увлечённо.

Лучшие картины

Итог художественной деятельности Гольбейна Младшего состоит в создании совершенно уникального, психологически точного и реального отражения действительности.

Самые известные картины художника — это портреты:

  • Эразма Роттердамского (1523-1524);
  • Леди с белкой и скворцом (1526-1528);
  • Шарля де Солье (1534-1535);
  • Короля Генриха VIII (1536);
  • Христины Датской (1538);
  • Боса ван Стенвийка (1541).

Швейцарский искусствовед Генрих Вёльфлин, один из самых авторитетных историков и теоретиков, считал, что картины Гольбейна Младшего «есть совершеннейшее искусство бытия, из которого удалены все элементы простой видимости».

Ценное наследие

Прославило Гольбейна его мастерство: спокойное, обдуманное и объективное. Он никогда не принимал участия в религиозных противостояниях, выполняя заказы как от протестантов, так и от католиков. Будучи немцем по происхождению, всю жизнь жил в Швейцарии и Англии. В самом широком смысле он космополитичен как яркий гуманист Европы своего времени.

Благодаря Гольбейну Младшему сегодняшний зритель имеет возможность взглянуть в реальные, содержательные и мыслящие, вдумчивые и мечтательные, лица людей, живших, творивших и правящих пять веков назад…

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий