Родина, любовь и боль – вся жизнь Фриды Кало

Художники разных стран

Фрида Кало де Ривера – мексиканская художница, сегодня национальный герой и гордость Мексики, вызывающая искренний интерес своим талантом, трагичной судьбой и беспримерной стойкостью к её испытаниям: биографы и сценаристы пишут о художнице, режиссёры снимают кино, организаторы выставок устраивают экспозиции её работ по всему миру.

Происхождение и корни Фриды Кало

Родилась 6 июля 1907 года в пригороде мексиканской столицы Койоакан (сейчас район Мехико). Отец Фриды, Гильермо Кало, фотограф по профессии, уроженец Германии, из семьи немцев-лютеран, перебравшийся в Мексику в 1891 году. Мать, Матильда Кальдерон, мексиканка индейского происхождения, внучка испанского генерала. В семье кроме Фриды было ещё три дочери (она была третьим ребёнком).

Детство, первая боль

В 6-летнем возрасте Фрида переболела полиомиелитом, тогда ещё непобеждённым заболеванием, эпидемии которого были не редкостью. Девять месяцев в постели. Последствием стала атрофия правой ноги, которая маскировалась длинными юбками, несколькими чулками, и хромота, пытаться уменьшить которую приходилось, превозмогая боль. Тогда, будучи совсем ребёнком, Фрида столкнулась с жестокостью глупых и бессердечных сверстников, которые обижали девочку с физическими отклонениями, не такую, как они, и зло надсмехались над ней.

Становление характера

Доктора советовали больше заниматься спортом, и Фрида с надеждой и азартом боксировала, плавала, занималась борьбой, гоняла в футбол, насколько это было возможно. К сожалению, последствия болезни не уходили, в школе девочку дразнили «деревянной ногой». Но Фриду этим было не сломать – её, ещё совсем маленькую и хрупкую, уже держал крепкий корень – характер, источник жизненных сил и главный признак настоящего бойца. Фрида росла смелой, дерзкой, бойкой – «сущим дьяволом», как говорил отец, обожающий дочку. Она-таки добилась уважения среди сверстников и даже верховодила в школьной компании шутников.

Автопортрет Фриды Кало с терновым венцом и колибри
Автопортрет

Спасительная фантазия

Семья была дружная, к больной Фриде относились особо бережно, отец помогал в тренировках, но всё же девочка нуждалась в особом тепле. По воспоминаниям самой художницы, она утешалась общением с воображаемым образом, со своим двойником. Вымышленная Фрида разделяла с реальной все несчастья, и той действительно становилось легче, а уверенность в собственных силах росла.

Страшная авария

В 1925 году, когда Фриде было 18 лет, она попала в кошмарную аварию: в автобус, где находилась девушка, врезался трамвай. Обломок металла насквозь пронзил тело Фриды в тазовой области, целых костей осталось меньше, чем поломанных. К счастью, жизненно важные органы остались неповреждёнными, но врачи сами не верили, что она выживет. На месяц Фриду заковали в гипс полностью. Лёжа на спине без движений, она ощущала, «как вокруг кровати танцевала смерть». Затем два года в специальном ортопедическом корсете, страдание становится привычным состоянием.

Желание рисовать

Мысль начать рисовать пришла как способ отвлечься (вспомнился ранний опыт – автопортрет 1922 года). Отец соорудил подрамник специальной конструкции, для рисования лёжа, закрепил у кровати зеркало. Так Фрида стала сама для себя не только собеседницей и советчицей, но и натурщицей. Это занятие захватило её, живопись стала спасательным кругом и целью, ради которой теперь стоило жить. Спустя год после аварии, разорвавшей жизнь Фриды на «до» и «после» подобно тому, как трамвай разорвал автобус, среди пассажиров которого она была, начинающая художница, вспоминая страшные события, по памяти, рассказам и по наитию набрасывает карандашом картину случившегося. Этот рисунок – первое и последнее изображение катастрофы, больше к ней в своём творчестве Фрида никогда не обратится.

От первых картин к любви

Первыми зрителями стала семья Кало, Фрида картины свои демонстрировала только близким, это были портреты. Немного окрепнув, она решила получить мнение о своих произведениях от настоящего художника. Диего Ривера (1886-1957) был единственным, кого она знала, причём только поверхностно – он, известный на родине и не только мастер монументальной живописи, руководил работами по росписи зала приёмов в школе, где Фрида училась, это было в 1923 году. Теперь, через два года после аварии, в ней совершенно не было страха, что именитый художник забракует её картины. В ней уже совсем не было никакого страха – первое, что она сделала, поднявшись с больничной койки, это поездка по тому же злосчастному маршруту на автобусе.

Диего оценил стиль юной художницы и разглядел в ней большой потенциал. С каждой их встречей он чувствовал, что его привязанность к хрупкой, но такой мужественной и сильной девушке растёт. По воспоминаниям Диего, её сияние юности наполняли его беспредельным счастьем. Несмотря на 20-летнюю разницу в возрасте Фрида приняла ухаживания, её семья смирилась и 21 августа 1929 года Ривера сделал предложение.

Диего Ривера

К этому времени он уже знаменитый живописец, к тому же принимающий активное участие в политической жизни своей страны – с 1922 года был членом молодой Мексиканской компартии, тесно связанной с большевиками из России. Учился в Мадриде, работал и путешествовал по всей Европе. Был дружен со многими представителями творческой элиты, художниками и литераторами, среди которых Пикассо, Модильяни, Рейес, Эренбург и другие. Бывал в СССР, хлопотал перед мексиканским правительством о предоставлении убежища Троцкому, менял взгляды, вследствие чего исключался из компартии и лишался должности директора Академии художеств Сан-Карлос в Мехико…

Бурная политическая и общественная деятельность не мешала ещё более насыщенной личной жизни: часто увлекался, менял женщин, не раз женился. Он не был красавцем, но талант, коммуникабельность и обаяние заслоняли внешнюю непривлекательность.

Скандалы, интриги, сцены ревности – привычные для Диего события. Сексуальная свобода для этого мужчины была необходима как воздух, она давала ему творческий импульс. Фрида бешено ревновала, а Диего приучал её мириться с его любвеобильной натурой и сам рассказывал жене о своих увлечениях.

Круг общения

В доме Кало-Ривера всегда было шумно. Многочисленные друзья Диего, полные творческих и политических идей, открыли новый мир для молодой и неопытной Фриды. Среди них была популярная талантливая фотохудожница, убеждённая коммунистка, красавица Тина Мадотти. Для юной жены мэтра она во многом стала проводником: в мир современной литературы и искусства, в политику, заразив Фриду идеями коммунистов. Та в 1928 году вступила в компартию и в своих документах изменила год рождения на 1910 – год начала Мексиканской революции. Приобщила Тина подругу и к лесбийским отношениям. Вообще в той среде отдаваться влечениям страсти было почти нормой, неким развлечением в большой компании прогрессивных людей, связанных общими взглядами на искусство, мексиканский фольклор и коммунизм. Картины Фриды этого периода – портреты и автопортреты.

Были в круге общения и личности, оставившие в истории след. К примеру, по приезду Троцкого с женой в Мексику в 1937 году он нашёл приют именно в доме супругов Ривера.

Поездка в Америку

В 1930 году Диего получил зарубежный заказ и супруги уехали в Америку. Здесь экстравагантную пару радушно приняли, пресса не уставала восхищаться мощным Диего и миниатюрной Фридой, которая одевалась в национальные мексиканские наряды. На улицах Нью-Йорка, Детройта и Сан-Франциско яркая пара привлекала всеобщее внимание, их повсюду   приглашали на выставки и концерты. Всё закончилось скандальным разрывом контракта в 1934 году, когда ярый коммунист Ривера отказался убрать со своего панно Ленина, не понравившегося заказчику Рокфеллеру. Супруги Ривера вернулись на родину.

Жизнь в развитой индустриальной стране обострила во Фриде чувства к Мексике и народной культуре, национальные различия чувствовались ощутимо. Эта разница, воспринимаемая болезненно, наглядно демонстрируется характерными изображениями наиболее говорящих признаков двух соседних стран, которые Фрида разместила по правую и левую руку своей фигуры на автопортрете 1932 года.

Мечта о материнстве

Фрида, выросшая в многодетной семье, мечтала стать матерью. В 1930 году, вскоре после свадьбы, она забеременела. Израненная матка не смогла удержать плод, случился выкидыш. Но осталась надежда, что прошло ещё слишком мало времени после аварии и всё получится позже. Визуальное описание состояния своей души молодая художница сделала в работе «Моё рождение», лаконичной и шокирующей. В 1932 году, когда супруги Ривера жили в Америке, была ещё одна попытка. К сожалению, ребёнка опять сохранить не удалось, и врачи вынесли убийственный для женщины приговор, что она никогда не сможет иметь детей. Диего, в попытке утешить и отвлечь сражённую горем жену, принёс в больницу краски и холст. И, как несколько лет назад, искусство заставило Фриду воспрянуть духом. Боль потери художница воплотила в картине под названием «Больница Генри Форда» (1932). Вообще, художница всегда боялась, что не проживёт долго. Поэтому спешила перенести свои эмоции, чувства и переживания на холсты, оставить после себя, пусть не ребёнка, так картины.

Период без Диего, развод, выставки

В 1934 году ловелас Диего вдруг воспылал страстью к младшей сестре Фриды – Кристина ему позировала. Всё раскрылось, разыгралась буря. Двойное предательство стало для Фриды душевным пожаром, который нельзя было погасить, просто скандаля и разбивая посуду. Она остригла волосы и решила развестись с мужчиной, которого до умопомрачения любила. Это был нелёгкий шаг. Пытаясь забыть Диего и в то же время заставить его ревновать, она открыто флиртует с мужчинами и женщинами, общими с мужем друзьями, совершенно не заботясь о своей репутации. Скульптор Ногути, Лев Троцкий, нью-йоркский модный фотограф Николас Мьюрей позволили Фриде на время забыть о Диего, сестре и их предательстве. Творческий кризис был преодолён, художница вдохновенно и много пишет. В 1938 году французский поэт и лидер сюрреализма Андре Бретон организует в Нью-Йорке первую выставку произведений Фриды Кало. Затем он же устраивает показ в Париже, где она имеет грандиозный успех (Лувр покупает одну картину).

Прошло несколько лет, только в 1939 году состоялся официальный развод. Диего хотел свободы, а Фриду не оставляли муки любви к нему.

Снова вместе

Тяжёлый разрыв ухудшил состояние Фриды, она по совету врачей отправилась в Сан-Франциско. По стечению обстоятельств Ривера также оказался здесь (бежал от ареста по обвинению в покушении на Троцкого). Узнав о том, что Фрида рядом, он вдруг подумал, что не напрасно судьба их сводит и они должны быть вместе.

В декабре 1940 года пара вновь воссоединилась – видно, они действительно не могли друг без друга. Теперь Фрида сумела воспользоваться положением «потерпевшей». Условием стала сексуальная свобода обоих супругов без претензий – собственник Ривера лояльно относился только к своим загулам и был просто взбешён, но втайне решил, что будет контролировать бунтарку. Ещё одним пунктом брачного договора было раздельное ведение финансовых дел.

Болезненная любовь и питала Фриду, давала вдохновение, и подрывала и без того слабое здоровье. Диего с головой кидался в романы, теперь прикрывшись брачным договором, а Фрида всё больше времени проводила в больницах, не снимая специальные корсеты.

Последние годы

В 1950 году врачи настояли на операциях, которых за год сделали семь. Потрясённый мужеством жены Ривера, забросил работу и только ухаживал за любимой женщиной. Это было очень трогательно: он пел песни, рассказывал смешные истории, читал вслух, даже танцевал вокруг койки и, конечно же, принёс спасительные краски и кисти. Теперь Фрида не могла ходить, инвалидное кресло стало её ногами. Но Фрида Кало не была бы сама собой, если бы хоть капля уныния была бы в её облике на людях. Когда в 1953 году в Мехико открывалась большая экспозиция уже всенародно любимой художницы, она приветствовала своих поклонников с празднично украшенного ложа, в нарядном платье, с неизменным цветком в роскошных волосах, она счастливо смеялась и шутила.

В этом же году начавшаяся гангрена заставила врачей ампутировать правую ногу до колена. Измученная Фрида в минуты слабости рыдала и призывала смерть. Пришлось дежурить круглосуточно. Преданный Ривера до конца был рядом – 13 июля 1954 года Фриды Кало не стало. Она умерла во сне, тихо и без страданий.

Произведения Фриды Кало

Среди работ художницы 70 автопортретов – к себе чаще всего был обращён взор Фриды Кало в долгие месяцы преодоления недугов и травм. Чем ей было хуже, тем более шокирующе выглядели картины – открытое выражение чувств было её почерком.

Наиболее известные работы:

  • «Больница Генри Форда (Летающая кровать)» – 1932;
  • «Всего-то несколько царапин!» – 1935;
  • «Две Фриды» – 1939;
  • «Сон (Кровать)» – 1940;
  • «Автопортрет с обрезанными волосами» – 1940;
  • «Корни» – 1943;
  • «Сломанная колонна» – 1944;
  • «Раненый олень» – 1946.

Последней картиной стал натюрморт «Да здравствует жизнь!» (1954) – «Viva la Vida» вырезано на спелой алой дольке арбуза – истинный лозунг стойкой женщины и талантливой художницы, символ её жизнелюбия и цель существования на земле.

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( Пока оценок нет )
TopKartin.ru
Добавить комментарий