Биография
Джованни Баттиста Тьеполо появился на свет в пятый день марта 1696 года в простой семье Доменико Тьеполо, где кроме него было ещё пять детей. Глава семейства прожил недолго, и матери пришлось заниматься детьми одной.
Юность
Будущий художник Тьеполо стал учеником Грегорио Ладзарини, обучаясь у него живописи. Кроме этого на творчество оказало влияние общение с Паоло Веронезе и некоторыми другими известными живописцами. Уже в 19 лет Тьеполо написал «Принесение Исаака в жертву», что стало его первой работой. По окончании обучения в 1717 году Тьеполо вступает в профессиональное объединение живописцев.
Удачная женитьба
1719 стал для художника годом заключения выгодного брака. Женой он избрал Марию Чечилию Гварди, из семейства влиятельнейших художников того времени. Джованни входит в круг элит художественного мира. В семье появится 9 детей, двое из которых станут художниками и будут творить вместе с отцом.
Самые известные работы
Годы | Заказчик | Работа |
---|---|---|
1726-1728 | Итальянский католический патриарх Дионисио Долфино | Создавал фрески во дворце и капелле, что принесло известность |
С 1740 | Дворец Скуоло Кармини монашеского ордена кармелитов | Расписан потолок на втором этаже |
1750-1753 | Вюрцбургская резиденция – архитектурный комплекс, Германия | Оформление фресками. Центральная работа автора |
1762-1770 | Испанский король Карл III | Тронный и другие залы |
Последние годы творчества
Избрание президентом Падуанской академии. Отъезд в Испанию. На украшении дворца испанского короля Джованни Баттиста Тьеполо работал с сыновьями до последних месяцев жизни. 27 марта 1770 года Мадрид проводил известного художника в последний путь.
Творческие особенности
Картины Тьеполо завораживают поклонников широтой и лёгкостью построения сюжета на фресках, выбором красок, ощущением энергии и экспрессии работы кисти, неожиданными подробностями.
Годы | Особенности творчества | Известные работы и заказчики |
---|---|---|
1716-1734 | Раннее. Тёмные краски, контрасты. | Цикл дворца Долфино, включая «Суд Соломона» |
1735-1750 | Появляется размах и движение, воздушность и осветление | «Несение креста» |
Середина XVIII века | Использование сюжетов Антония и Клеопатры | Роспись в Большом зале палаццо Лабиа в Венеции |
С 1750 | Работа с сыновьями: Доменико 24 года и Лоренцо 14 лет. | Тронный зал архиепископа Грайфенклау – «Гений империи», сцены о Фридрихе Барбароссе |
1752 | Роскошная аллегория частей света. Противопоставление мира земли и неба | Расписан плафон над центральной лестницей того же епископа |
1757 | Сюжеты из «Илиады» Гомера, «Энеиды» Вергилия, «Неистового Роланда» Ариосто и «Освобождённого Иерусалима» Тассо | Украшение виллы аристократа Вальмарана – вестибюль и 4 зала на первом этаже |
1740-1750 | Живописец Тьеполо пишет лучшие картины станкового искусства | Мифологические и религиозные мотивы |
1762-1764 | Композиция «Слава Испании» – лучшее творение автора в воздушном оформлении | Работа в тронной зале короля Испании |
1765-1770 | Роспись залов | Работа во дворце короля |
Обычно в весенне-летний период Тьеполо создавал фрески, осенью и зимой – картины маслом. Художник создавал головокружительные, воздушные произведения в удивительной лёгкости и прозрачности световых решений, с интереснейшими сюжетами и героями. Он замечательно вписывал фрески в интерьер, визуально увеличивая площадь залов. Произведения Джованни Баттиста относятся к лучшим творениям монументально-декоративного искусства в мире.
Нахождение работ мастера по миру
Доподлинно известно 265 работ мастера. Большая часть из них указана далее по коллекциям и странам нахождения.
Италия – Венеция
Скуолы:
- Кармини – 8.
- Сан-Роко – 2.
Церкви:
- Сан-Мартино – 1.
- Сант-Альвизе – 4.
- Святых Апостолов – 2.
- Санта Мария делла Фава – 1.
Дворцы:
- Ка-Реццонико – 4.
- Дожей – 4.
- Ка-д’Оро – 1.
Другие места:
- Палаццо Санди-Порто – 4.
- Фонд Кверини Стампалья – 1.
- Галерея Академии – 10.
- Библиотека Сан-Ладзаро-дельи-Армени – 1.
Италия в целом
Городские музеи:
- Виченца – 2.
- Падуя – 3.
Национальные галереи:
- Старинного искусства, Рим – 2.
- Парма – 1.
Другие коллекции:
- – Галерея Уффици, Флоренция – 2;
- – Собор Сан-Мартино, Лукка – 3;
- – Савойская Галереи, Турин – 1;
- – Музейный фонд, Брешиа – 1;
- – Фонд Карипло, Милан – 3;
- – Музей Польди Пеццоли, Милан – 2;
- – Кафедральный собор, Удине – 1;
- – Академия Каррара – 2.
Россия
- Москва, ГМИИ им. Пушкина – 3.
- Санкт-Петербург, Эрмитаж – 2.
Страны Европы
Государство и город | Музей | Число работ |
---|---|---|
Германия, Фюрт | Городской | 2 |
Вюрцбург | Государственная галерея | 4 |
Штутгарт | Государственная галерея | 2 |
Франкуфурт-на-Майне | Штеделевский художественный институт | 1 |
Гамбург | Художественная галерея | 2 |
Дрезден | Галерея старых мастеров | 2 |
Берлин | Берлинская картинная галерея старых мастеров | 2 |
Португалия, Лиссабон | Национальный музей старинного искусства | 2 |
Шотландия, Эдинбург | Национальная галерея | 2 |
Голландия, Амстердам | Государственный | 1 |
Роттердам | Бойманса-ван Бёнингена | 1 |
Бельгия, Брюссель | Королевский музей изящных искусств | 2 |
Швеция, Стокгольм | Национальный | 2 |
Испания, Мадрид | Тиссена-Борнемисы | 1 |
Испания, Мадрид | Прадо | 8 |
Барселона | Национальный, искусств Каталонии | 1 |
Великобритания, Лондон | Галерея института искусств Курто | 10 |
Лондон | Национальная галерея | 14 |
Лондон | Картинная галерея Далвич | 2 |
Барнард Касл | Боуз | 2 |
Кембридж | Музей искусств Фогг Гарвардского университета | 1 |
Франция, Париж | Коньяк-Жэ | 1 |
Париж | Пти-Пале | 1 |
Париж | Лувр | 10 |
Эсте | Кафедральный собор | 1 |
Амьен | Пикардийский | 1 |
Австрия, Инсбрук | Фердинандеум | 1 |
Вена | Художественно-исторический | 1 |
Ирландия, Дублин | Национальная галерея | 1 |
Австралия
- Мельбурн, Национальная галерея – 1.
- Вильямстаун, Художественный институт Стерлинга и Франсина Кларка – 1.
США
Город | Музей | Число работ |
---|---|---|
Нью-Хейвен | Художественная галерея Йельского университета | 2 |
Балтимор | Художественный, Уолтерса | 2 |
Сиэтл | Художественный | 2 |
Цинциннати | Искусств | 1 |
Сан-Диего | Художественный | 2 |
Тусон | Художественный, Аризонского университета | 3 |
Амхерст | Художественный, колледжа | 1 |
Миннеаполис | Института искусств | 1 |
Чикаго | Художественного института | 4 |
Пасадена | Искусств Нортона Саймона | 1 |
Филадельфия | Художественный | 2 |
Хьюстон | Изящных искусств | 1 |
Вашингтон | Национальная галерея искусств | 7 |
Нью-Йорк | Метрополитен | 8 |
Роли | Художественный музей Северной Каролины | 1 |
Сент-Луис | Искусств | 1 |
Форт-Уэрт | Музей искусств Кимбелла | 1 |
Лос-Анжелес | Окружной художественный | 1 |
Лос-Анжелес | Пола Гетти | 1 |
Также имеется минимальное количество работ в Церкви Марии Магдалины в Рампаццо, Национальном музее западного искусства Токио и ряде других собраний.
Частные коллекции
- «Снятие с креста».
- «Мадонна с младенцем».
- «Триумф».
- «Шарлатан».
- «Зубодёр».
- «Певец».
- «Колесница, направляемая Амурами и голубями».
- «Аллегория мира».
- «Вакх и Ариадна».
- Ряд других работ.
2008 год стал временем неожиданной находки – в чердачном помещении французского дома обнаружили неизвестную картину Тьеполо. Предположительно она относится к работам, заказанным российской императрицей Елизаветой. Картина получила название «Портрет леди в образе Флоры» и ушла с аукциона Christie’s за сумму, превышающую 4 миллиона долларов.
Смотрите также: