Биография художника Джотто Ди Бондоне

Портрет Джотто конец XV в.Джотто ди Бондоне – основоположник итальянской школы живописи, художник и архитектор, автор принципиальных новшеств в изобразительном искусстве, вошедший в её историю как ключевая фигура. В работах Джотто черпали вдохновение его великие последователи Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль.

Происхождение

По наиболее распространённой версии год рождения Джотто – 1266 или 1267, место рождения – маленький городок Веспиньяно (современный Виккьо) в провинции Флоренция. По другим предположениям год рождения может быть любым с 1266 по 1276 год, именно на последнем варианте настаивал в своих биографических исследованиях автор «Жизнеописаний» Джорджо Вазари (1511-1574). Нет полной уверенности и относительно места рождения, возможно, это была сама Флоренция.

Отец художника по разным данным был кузнецом или крестьянином. Непоседливого и расторопного сына к трудовой жизни простых людей он привлекал с ранних лет, в том числе к присмотру за скотом на пастбище.

Легенда о первом шаге к искусству

Пасти овец было делом нехитрым. Шустрый пастушок, прихватив из остывшего костровища кусочек угля, рисовал на камне барашка, что выходило у него довольно ловко. Мимо зелёного пастбища проезжал известный флорентийский художник Чимабуэ (1240-1302), который обратил внимание на рисующего мальчишку и его явные способности. Решительный и настойчивый мастер, поговорив с пастушком, убедил его родителей в необходимости и возможности учиться у него в мастерской. Так в юном возрасте Джотто с помощью мастера Чимабуэ сделал первый шаг на своём длинном пути художника-новатора.

Флоренция

В конце XIII века Флоренция в периоде расцвета: крупные богатые семьи строят в городе роскошные дворцы, новые великолепные церкви, мосты. Независимый почти 100-тысячный город процветает, торгуя шерстью и благодаря банковскому делу. Масштабы строительства требуют большое количество работников, особое место среди которых занимают архитекторы, скульпторы и художники.

Поцелуй ИудыМастерская Чимабуэ — старт

Совсем не долго Джотто растирал краски и подготавливал доски для мастера. Скоро он самостоятельно писал фоны, затем ему доверили изображение второстепенных фигур, и вот он уже полноценный художник с первой порцией известности. Профессиональное развитие шло быстрыми темпами – поначалу требовало подсказок мастера, затем на первый план вышло природное дарование. Здесь же стали проявляться незаурядные деловые качества художника.

Коммерческая жилка

Деловая хватка Джотто позволит ему впоследствии никогда не бедствовать. По воспоминаниям современников, художник в финансовых вопросах обладал не меньшим талантом, чем в профессиональных. Сохранились документальные свидетельства его жизни на широкую ногу. Со временем богатство, заработанное талантом, позволит художнику исполнить мечту – он займётся скупкой земель в родном Веспиньяно и его живописных окрестностях. Так хотелось порадовать себя и своё многочисленное семейство.

Кстати, о семье

Ещё в свои ученические годы, в конце 1280-х, Джотто обзаведётся собственной семьёй. Его женой станет Чивутте ди Лаппо дель Пьелла. Сведений не много, известно лишь, что у них будет восемь детей, один сын продолжит династию.

Дружба, вошедшая в историю

Во Флоренции судьба сведёт Джотто с Данте Алигьери (1265-1321), поэтом и мыслителем, заложившим основу для литературности итальянского языка. Возраст, талант и острый ум каждого станут залогом крепкой дружбы молодых людей на долгие годы. Данте увековечит имя художника в своей поэме «Божественная комедия», величайшем культурном памятнике Италии. Годы расцвета страны историки и искусствоведы позднее будут обозначать именно как «эпоху Данте и Джотто».

Святой Франциск в творчестве Джотто, Ассизи

Примерно за сто лет до вышеупомянутой эпохи в Италии в городке Ассизи жил некий Франциск, сначала обычный гражданин из богатой семьи, затем учитель и проповедник, выбравший путь покаяния и нищенствования. Обличение развращённой церкви, лечение больных и прокажённых, душеспасительные проповеди стали его целью. Своей жизнью, полной мук и лишений, он обозначил новую эпоху католицизма.

В память о Франциске, причисленному к лику святых, через два года после его смерти, в 1228 году, в Ассизи начали строить величественный храм. По окончании строительства в 1253 году началась отделка, которая продлилась не одно десятилетие. Глава францисканского ордена пригласил расписывать церковь именитого мастера Чимабуэ (около 1278 года), а затем и его ученика Джотто (в 1282 году), который уже зарекомендовал себя как талантливый художник. Вообще обширный фресковый цикл в церквях храма святого Франциска начал создаваться около 1260 года, последняя фреска датирована 1368 годом.

В Ассизи случится не такое уж редкое явление в истории расстановки сил в паре учитель-ученик: фрески молодого художника затмят работу его почтенного наставника. Споры искусствоведов относительно авторства привели к убеждению, что большинство фресок, повествующих о жизни Франциска (которых 28), это работы Джотто. Такой вывод базируется на анализе дальнейшего творчества живописца, в котором активно будут использоваться ассизские художественные приёмы: реалистичность деталей, в основном написанных с натуры, последовательное повествование согласно хронологии событий.

Расписной крест, 1290—1300 г. Церковь Санта-Мария-Новелла, ФлоренцияКапелла Скровеньи, Падуя, новаторство

В начале 1300-х Джотто приступает к новому заказу. Это только что построенная церковь Скровеньи (фамилия богача, построившего здание) или дель Арена в Падуе. Художник приехал с множеством помощников (у него уже была своя мастерская) и работа, сделавшая впоследствии имя Джотто широко известным по всей Италии и не только, началась.

Именно здесь живописец впервые применит собственную идею по оформлению церковного зала: не менее 38 фресок покроют все стены и плафон в несколько рядов, расположенных параллельно. Евангельская история – череда последовательных кадров-эпизодов, словно иллюстраций Библии для детей или неграмотных взрослых. Это было ново и смело. Кроме того, художник заменит золотой фон, характерный для византийских икон и привычный для его учителя Чимабуэ, на натуральный пейзаж. Впервые в европейской живописи библейские события будут написаны на фоне природы или строений архитектуры. Джотто вырос в отважного и решительного творца.

Другим революционным открытием живописца стал ракурс подачи события: в разрез предписанным правилам византийского иконописного канона, который не менялся веками, Джотто изображал события так, будто сам был их свидетелем и теперь делится со зрителями.

Капелла Скровеньи и нетрадиционные фрески

Джотто и его уникальные фрески для капеллы Скровеньи – исток великой живописи Ренессанса или Возрождения. Иконописные образы, условные фигуры и лики сменились на живых и полноценных героев из плоти и крови, переживающих человеческие драмы и испытывающих настоящие сильные эмоции.

Прорывом стала и техническая сторона живописи. Учитель Чимабуэ писал на полностью оштукатуренных и просохших стенах, ученик Джотто применил метод работы по влажной штукатурке. Причём наносить краски надо было быстро (из-за стремительного высыхания) и фрагментарно, до начала основной росписи. Кроме того, такой метод требовал использования очень насыщенных пигментов. Время показало, что приёмы, разработанные Джотто, способствуют прекрасной сохранности его произведений – сегодня они так же праздничны, как семь веков назад.

Творчество и слава

Джотто заработал прекрасную репутацию, теперь репутация работает на него. Он много путешествует по всей Италии, пишет по заказу короля Неаполя, банкиров Флоренции, знати Милана, аретинских церквей и даже для Папы римского.

Вымысел или правда, но известно, что Папа, подыскивая мастеров для работы в Вечном городе, прослышал о необыкновенном мастере Джотто и послал к нему своих гонцов. Они потребовали от уже именитого и уверенного в себе художника подтверждений – рисунков, по которым можно было бы судить о мастерстве живописца. Остроумный художник взял кисть, макнул её в красную краску, локоть приставил к боку, затем ловко, одним движением изобразил идеальную окружность. И спокойно добавил, что больше никаких подтверждений не будет. Весёлый итальянский народ тут же придумал пословицу, которой характеризовались простофили: «Ты даже круглее, чем джоттовское О».

Репутация Джотто шагнула и за пределы Италии – он побывал во Франции.

Успение МарииСамые значимые нововведения

Наследие непревзойдённого живописца Джотто ди Бондоне, творившего семь веков назад, трудно переоценить. Хотя надо понимать, что профессиональное оснащение художников в то время (краски с точки зрения их химического состава, кисти, прочие приспособления) было гораздо беднее современного. Тем не менее вклад Джотто в искусство огромен.

Он был пионером:

  • в создании 3-мерного пространства на картинах вместо общепринятого плоского изображения стиля иконописи,
  • в изображении пейзажей в качестве фона для библейских сюжетов,
  • в представлении действующих лиц Священного писания на своих картинах как живых и эмоциональных людей, при этом сдержанных и достойных, как подобает,
  • в использовании необычных светлых оттенков, причём с мастерским сохранением выразительности и праздничности.

Кроме того, живописцу удалось добиться более уважительного отношения к художнику вообще, поднять значение профессии над простыми ремесленниками.

Чувство красоты, цвета и линии присуще всем работам мастера, в этом итальянские художественные традиции сохраняются неизменно.

Расписной крестСамые известные картины

Сюжеты знаменитых фресок Джотто ди Бондоне взяты из Евангелия, библейские сюжеты в то время самая популярная тема.

Произведения художника в основном находятся в Италии, некоторые принадлежат другим странам:

  • «Поклонение волхвов», наиболее известная картина, построенная на цветовых контрастах, Падуя;
  • «Поцелуй Иуды», картина, занимающая особое место, также с использованием светотени, Падуя;
  • «Распятие», по сюжету, к которому художник обращался не раз, Падуя;
  • «Мадонна во славе», картина на дереве, Флоренция;
  • «Коронование Марии Христом со святыми и ангелами», также на деревянной основе, Флоренция;
  • «Погребение Девы Марии», Берлин;
  • «Принесение во храм», Бостон.

Время неумолимо, но работ, к счастью, сохранилось довольно много, и современное человечество тщательно их оберегает.

Последние годы, Флоренция

Путешествуя и работая по всей Италии, Джотто всегда возвращался на родину. Простой мальчишка-пастушок благодаря уникальному дару, любви и преданности своему делу получил дворянский титул, стал почётным гражданином Флоренции, в 1334 году – главным архитектором города. Теперь он, ответственный за стройки и реконструкции всех городских зданий и мостов, за архитектурный облик города, должен закончить строительство центрального кафедрального собора города (Дуомо), самого амбициозного проекта в истории Флоренции (и Европы в целом – собор рассчитан на 30 тысяч человек – самый большой европейский храм на момент постройки). Собор начал строиться в 1289 году, Джотто принял его на завершающей стадии строительства. Он разработал проект колокольни, начал её возводить, но увидеть культовое сооружение любимого города целиком и в законченном виде ему не удалось. 8 января 1337 года Джотто ди Бондоне умер. Похоронен в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре, последнем, незаконченном своём детище.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector