«Триумф смерти» Брейгеля: пляска смерти в Нидерландах

1562 г.Вот уже полтысячи лет картина Питера Брейгеля «Триумф смерти» пугает и потрясает воображение. Несмотря на нагромождение персонажей и образов, автор доносит до зрителя все самое главное и просто дает возможность его увидеть.

Об авторе

Питер Брейгель Старший родился в 1525 году, хотя называют и более поздние даты – до 1530. В конце 1540-х он оказался в Антверпене и стал учеником придворного художника Питера ван Альста. Начинал как график. В 1550-х Брейгель Старший попал под влияние творчества Иеронима Босха. Брейгель никогда не рисовал обнаженной натуры и заказных портретов. Исключение – довольно поздний «Портрет старухи» 1564 года.

Молодого Брейгеля люди интересовали мало – они были лишь частью природы.

Зрелый период творчества начинается примерно с 1562 года, когда предположительно и была создана картина «Триумф смерти». В этот период на его картинах уже появляются выразительные человеческие образы. Художника называют Крестьянским или Мужицким: действительно, крестьяне на его картинах – яркие индивидуальности. Тем не менее, они на являются центром мироздания, а растворяются в пестрой толпе, их жизнь на фоне величия природы их жизнь кажется исполненной борьбы добра со злом.

Искусствоведы считают творчество Брейгеля завершением исканий нидерландских художников и началом пути к искусству 17 века , то есть, к творениям Рембрандта и Рубенса.

История картины

Картина «Триумф Смерти» была написана в 1662 году. Конец 16 века – это излом средних веков и разочарование в идеалах и мечтах Возрождения. Открытия Коперника, понимание того, что вселенная бесконечна и не движется вокруг Земли, понимание того, что человек ничтожен и беззащитен перед бесконечностью…

Многие люди в то время были свято уверенны, что в 1666 году наступит конец света, и это тоже пугало, как и неопределенность, которая уже ждала Европу.

Родина Брейгеля же была в преддверии Нидерландской революции. В это время в Испанских Нидерландах царствовала беспощадная инквизиция.

В середине века испанские инквизиторы во главе с фанатичным герцогом Альба «огнём и мечом» прошлись по территориям Нидерландов, принадлежащим Испании и уничтожила начинающееся восстание, а также зарождающуюся протестантскую веру. После них осталась выжженная земля, горы трупов и пепелища от костров. Брейгель старший был свидетелем всего происходящего, а его картина, как и «Безумная Грета», преисполнена страхом и неопределенностью, которые в то время царили в Нидерландах.

Описание картины и особенности композиции

Сюжет картины весьма характерный и каноничный – это пляска смерти, которую рисовали многие авторы позднего Возрождения. Но Брейгель не просто стирает грань между миром живых и царством смерти, показывая беспомощность человека перед старухой с косой, а рассказывает историю своего края. Сюжета здесь просто нет: люди живут, любят, играют на музыкальных инструментах и по разному реагируют на приход смерти.

Если приглядеться, то можно увидеть на картине и орудия труда тех времен, и одежду представителей разных сословий, и музыкальные инструменты, и оружие конца 16 века. Здесь есть сцены охоты, азартных игр и похорон. Это действительно нидерландская провинция, а не абстрактный народ, какой принято изображать на картинах в стиле Dance Macabre времен позднего возрождения.

В картине сочетаются две изобразительные традиции – гравюра Северного возрождения и итальянские фрески на тему Триумфа смерти. Их Брейгель мог видеть в Пизе на кладбище Кампо-Санто и в Палермо во дворце Склафани.

Автор специально завысил линию горизонта – это позволило ему изобразить триумф смерти с большим размахом.

Здесь нет природы, которую Брейгель делал королевой своих полотен – вся земля в реальности картины выжжена. Вместо деревьев – орудия пыток и казни, которыми активно пользуются воины смерти. За горизонтом – обмельчавшее море с тонущими кораблями. Цветовая гамма картины – темная или тусклая, но какой она еще может быть там, где мир завоевала смерть.

Персонажи

До самого горизонта картина заполнена людьми и скелетами – воинами смерти. И понятно, за кем победа. Вот полчища скелетов, накрывшись крышками гробов как щитами, загоняют в гигантский гроб горожан и крестьян…Вот массовое побоище между мертвецами и людьми…Вот воины смерти окружили чей-то дом…Вот ужасающая повозка с черепами. Кто-то играет в карты, кто-то пытается противостоять смерти, но всем понятно, чем все закончится. Самое удивительное и страшное в картине – тысячи одинаковых, казалось бы, черепов… Автор сумел написать их так, что можно четко увидеть их мимику: они подмигивают, скалятся, дьявольски насмехаются, угрожающе смотрят провалами своих глазниц…

Центром композиции можно назвать саму смерть с косой, скачущую через всю толпу на костлявой лошади. Обращает на себя внимание и монарх в агонии. Рядом с ним воин смерти, который запустил костлявую руку в сокровищницу короля. Ярким пятном назвать можно пир, где вопреки всему веселятся и флиртуют молодые люди.

Еще одна группа мертвецов в белом устроили судилище. Скорее всего, это и есть испанская инквизиция, но цензура не заметила этого: слишком жуткая картина и вполне допустимый сюжет.

С помощью метаморфоз и образов Брейгель выразил протест против того, что происходило на его родине и донес до потомков жуткую правду о пережитом и увиденном.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector