Таинственный шедевр Питера Брейгеля Старшего «Падение Икара»

1558 г.Питер Брейгель Старший — величайший нидерландский живописец эпохи Возрождения. «Падение Икара» — картина маслом, приписываемая этому художнику. Полотно является частью коллекции Королевского музея изящных искусств в Брюсселе. Несмотря на многочисленные вопросы, касающиеся авторства, пейзаж продолжает оказывать неизгладимое впечатление. Произведение не подписано и не датировано. Появившись на арт-рынке в 1912 году и став частью музейной коллекции, пейзаж по сей день остается ключевым произведением, которое заслуживает место в истории искусства.

«Коль ниже ты путь свой направишь, крылья вода отягчит; коль выше — огонь обожжет их»

В эпоху Возрождения возрождается интерес к «Метаморфозам» Овидия, из которых взят отрывок о падении Икара. Дедал и его сын Икар были заключены в тюрьму на острове Крит. Выдающийся изобретатель смастерил крылья, чтобы вырваться из плена. Но его сын летел слишком близко к Солнцу. Воск, скреплявший крылья, растаял, юноша упал в морские волны и утонул. На картине Питера Брейгеля, изображен сюжет, описанный Овидием в его «Метаморфозах». Однако в композиции присутствие Икара неочевидно. Чтобы увидеть главного персонажа, стоит приложить усилия. Икар рухнул в море, незамеченный остальными людьми. В нижнем правом углу картины видны только ноги юноши, которыми он отчаянно молотит в воздухе. Остальные персонажи остаются невозмутимыми и продолжают заниматься своими делами. Отец погибшего отрока, Дедал, на картине не изображен.

Сразу обращает на себя внимание пахарь в ярко-красной рубашке, изображенный на переднем плане картины. Одной рукой он управляет плугом, а в другой держит хлыст. Его лицо почти полностью скрыто, а фигура кажется неуклюжей. В середине композиции виднеется стадо овец с одной темной овечкой, пасущийся посередине. За животными следит пастух, устремивший свой взгляд в небо. На морском берегу спиной к зрителю сидит рыбак, который не видит тонущего Икара. Взгляд перетягивает корабль с наполненными ветром парусами и четырьмя мачтами.

На полпути к порту фламандец нарисовал остров, который выглядит как крепость и является отсылкой к острову Крит, где Дедал и Икар были заключены в тюрьму Миносом. Рядом с островом несколько парусных лодок придают композиции большую глубину. Порт и город изображены художником с использованием нежных розовых и голубых оттенков. За городом можно различить очертания гор. Взгляд притягивает Солнце, исчезающее за горизонтом. Пейзаж предстает перед взором в дымке тусклого солнечного света. Именно Солнце стало причиной падения Икара, но светило не является ярким пятном пейзажа. Зритель может полюбоваться деревенской сценой на переднем плане и потрясающем морским пейзажем. Для каждой части картины используется свой оттенок цветовой палитры, что усиливает четкое разграничение и создает впечатление глубины.

«Ни один плуг не остановится, когда кто-то умирает»

В литературе Икар часто используется как метафора человеческой гордости и амбиций. Смерть неудачливого юноши имеет не большее значение, чем падение воробья. Жизнь продолжается. Люди лгут себе, если думают иначе. Художник Питер Брейгель изобразил трагический финал легенды об Икаре. На переднем плане видны несколько второстепенных персонажей, большинство из которых символизирует безразличие к Икару. Единственное существо, которое не равнодушно к падению Икара — серая куропатка. Птица сидит на утесе, внимательно наблюдая за происходящим. С этим куропаткой связана легенда, в которой говорится, что Дедал убил своего племянника Пердикса, поняв, что тот более талантлив, чем он сам. Зависть ослепили мастера, и он лишил юношу жизни. Но, упав со скалы, Пердикс вовсе не умер. Милостивая богиня пожалела юношу, и он превратился в серую куропатку. Теперь Пердикс отомщен.

Какой смысл скрывается за этой интерпретацией мифа об Икаре?

Картина «Падение Икара» Питера Брейгеля очень далека от того, чтобы быть точной иллюстрацией поэмы Публия Овидия. В то время как художник берет сюжет у древнеримского поэта, картина, которую он представляет зрителю, является его персональной интерпретацией. Здесь драма уже произошла, в то время как истинный смысл произведения заключается в рыбаке, пахаре и пастухе. Пейзаж содержит ряд несоответствий по сравнению с мифом: Дедала в композиции нет, солнце не в Зените. Тот факт, что солнце вот-вот сядет, подчеркивает двусмысленность и загадочность этого шедевра. Разве крылья Икара не должны были сгореть, когда он летел слишком близко к Солнцу в зените? Вопрос навсегда останется без ответа. Эти детали мешают работе экспертов, желающих установить авторство и ставят под сомнение подлинность произведения. Ситуация еще больше запуталась с появлением на рынке второй версии картины «падение Икара».  Есть два ключевых отличия между этими двумя работами. На второй версии Солнце изображено в зените и можно разглядеть в небе парящего Дедала, что оправдывает взгляд пастуха в небо.

На протяжении многих лет не утихают споры среди искусствоведов и критиков: «Падение Икара» — это оригинальная работа фламандского мастера или копия. Но это не мешает продолжать восхищаться этой картиной с масштабной композицией, множеством тонко прописанных деталей, уникальной интерпретацией темы.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector