Охотники на снегу — портрет мира глазами Питера Брейгеля

1565 г.«Охотники на снегу» — одна из картин Питера Брейгеля, вошедших в цикл «Времена года». Это произведение не просто пейзаж, но попытка показать одновременно красоту и зимнего ландшафта, и быта людей. Художник создал абстрактную картину целого мира, изобразив на полотне единение человека с природой, гармоничность их сосуществования.

История картины

Питер Брейгель старший (художника называли так, чтобы отличить от сына, тоже живописца) написал цикл о временах года по заказу коллекционера Николаса Йонгелинка. Зимний пейзаж — пятая картина из цикла, отражающего великолепие окружающего мира. Финансист Йонгелинк не смог выкупить произведения, передав их под крупный залог городской казне Антверпена. Там они пролежали закрытыми несколько десятков лет. В наше время известно лишь о пяти сохранившихся из них. Сейчас картина «Охотники на снегу», написанная в 1565 году, находится в собрании венского Музея истории искусств.

Передний план

Композиция построена таким образом, что взгляд зрителя плавно скользит по диагонали, от охотников, находящихся в нижнем левом углу, к цепи заснеженных гор справа наверху. Трое людей на переднем плане устало идут к поселку, сопровождаемые сворой продрогших собак. Компания понуро повесила головы, их охота была неудачной, а добыча слишком мала — одна небольшая лиса. За фигурами уходящих от зрителя охотников открывается вид на долину с деревенькой и горами на горизонте. Немного левее группы людей внимательный взгляд обнаружит гостиницу, на вывеске которой можно разобрать название. Прямо у входа хозяева таверны развели большой костёр, в который усердно подкидывают солому, поддерживая жаркое пламя. Совсем рядом с огнём устанавливают стол — скорее всего для того, чтобы закоптить забитую свинью.

Дальний план

Местность вдали прописана художником не менее тщательно, чем детали переднего плана. Можно ясно различить фигуру женщины с огромной вязанкой хвороста, бредущей через сельский мостик. По дороге, идущей вдоль водоема, человек сопровождает повозку с волами — животные с трудом тянут наполненную дровами огромную телегу. Где-то совсем вдали люди пытаются потушить пожар. К дому, на крыше которого видны языки огня, со всех ног бегут соседи, а хозяин поливает водой очаг пожара, забравшись наверх. Много внимания автор уделил развлечениям людей. На расчищенном от снега участке заледеневшей реки множество детей и взрослых. Кто-то весело скользит на коньках, кто-то устроился с удочкой возле лунки, предвкушая азартную рыбалку после тяжёлого рабочего дня. Компания с клюшками в руках развлекается, гоняя по льду маленький мяч — вероятно, именно эта забава позднее переродилась в хоккей. Ещё одна зимняя игра, похожая на современный кёрлинг, мастерски показана в сюжете картины.

Символизм деталей

Все приметы, характерные для зимы, встречаются на полотне: много снега на земле и крышах, замерзшая река, деревья в инее, тепло одетые люди. Несмотря на мороз, жизнь идёт своим чередом — об этом говорят образы трудящихся крестьян, летающих и сидящих на ветвях птиц, возвращающихся вместе с хозяевами охотничьих собак.

Время года

Добытая лиса, подготовка к копчению свиной туши — это явные признаки того, что на холсте изображен декабрь. Именно в этот зимний месяц начинали охотиться, заготавливать провизию, собирать хворост. В цикле Брейгеля «Времена года» эта картина была, вероятно, предпоследней, поскольку в то время отсчет года начинали с Пасхи.

Ландшафт

Произведение скрывает намного больше, чем открывается взгляду. Если речка, пруд, деревенька, морская гавань и роща с холмами — это характерный пейзаж для родных мест художника, то горы могли появиться только из его воображения. Скалистые ущелья и острые каменистые вершины автор видел во время путешествия в Альпы. Строгие очертания гористой местности навсегда остались в его памяти. Впечатления проявились на полотне Брейгеля, объединившись в величественный пейзаж, портрет мира.

Настроение

Труд и развлечения людей, разнообразие ландшафта и животного мира — все это гармонично переплелось в один прекрасный образ, где каждая деталь важна и хорошо сочетается с другими. Здесь явно ощущается влияние идей философов эпохи Ренессанса — они считали, что Бог не смотрит на Землю свысока, а находится в каждой частице обычных материальных вещей.

Художественные приемы

Цветовая гамма полотна — льдисто-зеленая, холодная. Низкое небо без солнца говорит о том, что на картине ранний вечер. Фигуры людей и дома выполнены в коричневых тонах, они контрастируют с белизной снежных сугробов, привлекая внимание. Переход от тёмных оттенков переднего плана к светлым, преобладающим на заднем плане, помогает создать эффект огромного простора, глубины.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector