Прелестная «Шоколадница» — Слова Лиотара

1743—45 г.«Шоколадница» — самая известная картина Жана-Этьена Лиотара, швейцарского художника XVIII века, снискавшего признание как живописец королевских особ и дивных красавиц. Картина размером 82,5 х 52,5 написана в период 1743-1745 гг. Основой послужил пергамент, на который пастелью нанесено изображение с применением приёма растушёвки, благодаря чему художнику удалось достичь эффекта мягкости и особой нежности линий и цветовых переходов. Находится в Дрезденской галерее.

Автор картины

Жан-Этьен Лиотар (1702-1789) родом из Женевы. Усердные занятия рисованием и живописью, его настойчивость и некоторая эксцентричность позволили ему приблизиться к высшему свету и получить известность, а вместе с тем и множество заказов. Герои его картин: Папа Римский, кардиналы, европейские правители, члены их семей, представители знати.

В мире искусства случается, что мастер, будучи автором множества произведений, оставляет след в веках каким-то одним творением. Картина «Шоколадница» как раз такой случай. Работы Лиотара находятся в разных музеях мира, в Дрезденской галерее их четыре. И только одна из них по-настоящему прославила имя художника и увековечила его для потомков.

Первое впечатление от картины

Исключительный статус картины основан на её уникальных художественных достоинствах. Она настолько пленяет, что, по свидетельствам посетителей галереи в Дрездене, к ней просто непреодолимо влечёт. Зрители испытывают желание вернуться к картине вновь и вновь, лицезреть и наслаждаться чистейшей прелестью.

Кстати, именно притягательность и пленительное очарование, красота и молодость – идейное зерно стиля рококо. В картине всё гармонично: пропорции, цвета, композиция. Хочется рассмотреть всё до мелочей.

Детальное описание

На совершенно нейтральном фоне главная героиня картины – молоденькая девушка с подносом в руках. Судя по одежде, это горничная или служанка. На ней горчично-золотистый корсаж с баской, довольно пышная серая блестящая юбка и накрахмаленный белоснежный фартук. Художником мастерски переданы мельчайшие особенности и свойства тканей: кажется, стоит девушке шагнуть и послышится стук не только каблучков маленьких изящных туфель, но и шелест длинной юбки и фартука. На голове девушки скрывающий волосы розовый атласный чепец с кружевной отделкой.

Сама героиня – воплощение юности и здоровья. Её осанка, выразительное спокойное лицо с лёгким румянцем на щеках, нежные руки – всё свежо, изящно и несколько меланхолично.

В руках девушка держит лакированный поднос, на котором расписная фарфоровая чашка с шоколадом и стеклянный стакан с чистой водой. Шоколад в то время – роскошь, доступная только избранным. К густому шоколаду всегда подавалась вода, чтобы утолить жажду после насыщенного напитка. Стакан с водой выписан так удивительно, что его хочется разглядывать не менее других деталей картины: блики, отражения в воде и стекле, преломление предметов, как картина в картине. Фарфор, кстати, первой европейской фабрики в городе Майсене, основанной в 1710 году – уникальной фарфоровой мануфактуры, и сегодня сохранившей все традиции и секреты ручного производства изысканных изделий. Именно на этой картине впервые была изображена чашка Meissen.

Кто она – прелестница с подносом?

Существует несколько легенд относительно главной героини картины:

  • Чашечка горячего ароматного шоколада на десерт в высшем обществе Европы была признаком достатка, респектабельности и хорошего вкуса. Это было дорогое удовольствие. Для аристократов в европейских столицах открывались шоколадные кафе и клубы. В одну из таких кофеен в Вене зашёл провести время австрийский князь Дитрихштейн, из очень богатой, приближенной ко двору и почитаемой семьи. Официанткой здесь работала Анна Бальтауф, девушка из обедневшего дворянского рода. Князь влюбился в неё и стал заглядывать в кафе часто. Окружение и семья осуждали князя за его увлечение, но несмотря на протесты и скандалы, Дитрихштейн женился на ней. В качестве подарка был преподнесён этот необычный портрет – в полный рост и в наряде, как при первой встрече.
  • В то время было принято приближать ко двору юных красавиц-дворянок из обедневших семей, что давало им шанс показать себя и, возможно, найти партию. При дворе девушки-фрейлины в числе прочих обязанностей прислуживали царствующим особам. Одной из наперсниц была Нандль, но вовсе не дворянка, а девушка из простой семьи, милостиво допущенная ко двору за особое очарование. Мать внушала дочери, что при их положении и происхождении оказание особенных услуг господам в дворцовых спальнях единственный шанс жить безбедно. Князь Дитрихштейн, часто бывающий при дворе, заметил Нандль. Она была хитрой, настойчивой и целеустремлённой — любовная связь завершилась шокирующим всех браком, который, впрочем, продлился до последних дней князя. И Нандль удалось добиться признания в свете.

Первая версия гораздо романтичнее, именно она описывалась в буклете с рецептами, изданном шоколадным магнатом в начале ХХ века.

Судьба картины

Советник прусского короля в области искусства Франческо Альгаротти приобрёл картину для собрания живописи саксонских курфюрстов сразу после того, как она была представлена художником. С 1765 года и по сей день «Шоколадница» экспонат Дрезденской картинной галереи. Во время Второй мировой войны картина в числе прочих шедевров была перевезена немцами в крепость Кёнигштайн. После освобождения советские войска обнаружили 70 ценнейших картин Рафаэля, Рубенса и других старых мастеров, в том числе «Шоколадницу» Лиотара. Все они находились в заминированных ящиках в замке с 2-метровыми стенами. Всё было сохранено, извлечено и перевезено без потерь.

Логотип компании

В 1881 году в Дрездене картину увидел владелец известного американского концерна Bakers Chokolate Генри Л. Пирс. «Шоколадница» так очаровала магната, что он принял решение сделать её логотипом своей компании, производящей какао и шоколад. Как раз в тему. Торговая марка La Belle Chokolatiere (в переводе «Прекрасная шоколадница») одна из старейших в мире и первая в США.

Вдохновение

Картина Жана-Этьена Лиотара «Шоколадница» получила известность, любовь зрителей и принесла признание художнику сразу после написания. Вероятно, поэтому мастера фарфоровой мануфактуры Meissen стали делать её фарфоровую версию. Фигурки девушки с подносом популярны и сегодня, образцы начала ХХ века на аукционах уходят за две тысячи евро.

Уже более двухсот лет эта милая фигурка с картины вдохновляет мастеров и художников, которые воспроизводят её из разных материалов, пишут, лепят и вышивают в разных жанрах, техниках и стилях. Действительно, необыкновенно притягательна. Чистейшей прелести чистейший образец.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector