Герника Пабло Пикассо — значение и смысл мирового шедевра

Шедевры мирового искусства

Герника — знаменитая картина великого испанского художника Пабло Пикассо. Полотно было написано в 1937 году, а искусствоведы относят его к двум модернистским направлениям живописи — кубизм и сюрреализм. В картину заложен глубокий аллегорический смысл, связанный с гражданской войной в Испании. Основные темы картины — это бомбардировка испанского города Герника, ужасы войны, жестокость, темные стороны человеческой природы. В нашей статье мы узнаем о том, в чем живописные особенности полотна, каков исторический контекст ее создания и что она значит.

История полотна

Картина Герника вызывает споры и ожесточенные обсуждения практически с самого момента ее создания. Наибольшую критику вызывает формальная сторона полотна — зачем нужно было рисовать картину именно в такой технике? Что вообще изображено на полотне? Образы на картине разбросаны хаотично или в их расположении все же есть какая-либо структура? Чтобы понять истинное значение картины Герника Пикассо, необходимо знать историю ее создания.

Ранние годы Пикассо

Пабло Пикассо стал знаменитым очень рано. В возрасте 26 лет в 1907 году он создает свою первую крупную работу «Авиньонские девицы», которая положила начало художественному направлению кубизм. На современников это полотно произвело эффект разоравшейся бомбы, а сам Пикассо стал знаменитым художником. В 10-е и 20-е годы XX века Пабло Пикассо создает множество других полотен, большинство которых также выполнено в кубистской технике. В середине 20-х годов художник начинает интересоваться сюрреализмом — в дальнейшей этот стиль оставит на его творчестве неизгладимый отпечаток.

Первоначально Пикассо изображал достаточно веселые по настроению картины, однако в начале 30-х годов его картины становятся все более и более мрачными. Искусствоведы предполагают, что такой переход связан со множеством факторов:

  • Идеология фашизма в Европе постепенно приобретает все большую и большую силу. Одновременно в мире происходит серия биржевых крахов по всему миру, что приводит к серьезному ухудшению экономической обстановки в мире;
  • В конечном счете это приводит к обострению политической обстановки в мире. В 1933 году в Германии к власти приходит Адольф Гитлер. Начинает ходить множество мрачных слухов, что новой мировой войны не избежать (как мы знаем, это оказалось правдой);
  • Также следует учитывать тот факт, что одной из главных идеологических и художественных задач сюрреализма было изучение глубинных слоев человеческой психики. Поэтому нет ничего удивительного в том, что сюрреализм способствовал появлению достаточно мрачных по настроению картин (ведь в человеческом подсознании таится не только светлое, но и темное).

Гражданская война в Испании

Чтобы понять, что может значить картина Герника, надо знать политический и исторический контекст ее создания. Для этого нам нужно кратко рассмотреть хронологию Гражданской войны в Испании. При этом мы будем рассматривать не всю историю этого страшного кровопролитного противостояния, а лишь его небольшую часть, чтобы понимать контекст создания Герники:

  • В 1936 году в Испании на парламентских выборах победила коалиция левых и либеральных политиков под названием Народный фронт. Блок стал проводить умеренно-левую политику (продолжение аграрной реформы, регуляция цен на ряд товаров и так далее);
  • У Народного фронта было множество политиков, которые придерживались правых взглядов (это могли бы как достаточно умеренные правые либералы, так и откровенные фашисты). 17 июля 1936 года в Испании военные подняли мятеж, целью которого было свержение режима Народного фронта;
  • Первоначально удача была на стороне мятежников, однако через некоторое время режим Народного фронта нанес бунтовщикам ряд крупных поражений. Военный мятеж оказался на грани краха (хотя бунтовщики все еще контролировали ряд городов и провинций);
  • В конце 1936 года начался новый виток противостояния. Генерал Франсиско Франко успешно поднял мятеж на территории Испанского Марокко. Чтобы победить в гражданской войне, он попросил о помощи у фашистских государств (Италия, Германия, Португалия) — и получил ее;
  • Большинство европейских государств, не принадлежавших к фашистскому блоку, придерживались политики невмешательства в испанский конфликт. Единственным исключением оказался СССР — он поставлял режиму Народного фронта военных специалистов, оружие и бронетехнику, а также помогал организации добровольческих интербригад.

Весной 1937 года генерал Франко запланировал серию наступлений на севере Испании. Одной из главных целей наступления был захват небольшого испанского региона под названием Страна Басков, который контролировался режимом Народного фронта. Чтобы сломить сопротивление, Франко попросил своих немецких союзников выполнить бомбардировку небольшого баскского городка Герника, который имел для местного населения серьезное историческое и культурное значение. 26 апреля 1937 года немецкий «Легион кондор» выполнил массированную бомбардировку города по запросу Франко.

C 16:30 по 18:45 на город было сброшено огромное количество авиационных бомб средней и высокой мощности. По современным оценкам общее количество сброшенных бомб составляет порядка 40 тонн. В результате бомбардировки город был практически стерт с лица земли. Бомбардировка Герники сегодня воспринимается в качестве откровенного варварства. С военной точки зрения бомбардировка имела мало смысла, а в ее результате погибло большое количество мирного населения. Главной целью бомбардировки было устрашение местного населения с целью сломить их боевой дух.

Создание полотна

Еще до бомбардировки Герники Пикассо получил государственный заказ у режима Народного фронта на создание какой-либо картины для участия во Всемирной выставке в Париже. Искусствоведы утверждают, что Пикассо принял это предложение, однако долгое время он не знал, что же именно ему рисовать (есть гипотеза, что изначально Пикассо планировал изобразить самого себя в образе художника, который смотрит на модель и раздумывает над созданием новой картины).

Все изменилось после жестокой и бесчеловечной бомбардировки Герники. Узнав об этой новости, Пикассо тут же приступил к написанию своего полотна, которое потом войдет в мировую историю под названием Герника. Чтобы создать картину, художник работал в течение 1 месяца по 10-12 часов в сутки. Первая публичная демонстрация картины состоялась в июле 1937 года во время Всемирной выставки в Париже.

Интересно, что изначально Герника Пабло Пикассо не произвела глубокое впечатление на современников. Многие посетители выставки оказались просто не готовы к восприятию подобной картины. Большое нарекание вызывал сюжет картины — многие зрители и критики правых взглядов стали обвинять Пикассо в левацкой пропаганде, которая сильно преувеличивает масштабы трагедии в Гернике. Впрочем, со временем общественное восприятие картины серьезно изменилось. А на сегодняшний день большинство как критиков, так и обычных зрителей считают картину шедевром мирового масштаба.

Техническое описание

Название полотна Герника
Дата написания 1937 год
Техника Холст, масло
Живописный стиль Сюрреализм, кубизм
Размеры 3,49 x 7,76 м
Где хранится сейчас Музей королевы Софии (Мадрид, Испания)

Что изображено на картине

Картина Герника написана маслом в черно-белых тонах; интересно, что холст имеет большие размеры и вытянутую прямоугольную форму — почти 3,5 x 7,8 метров. Изначально Пикассо хотел сделать картину цветной, однако позже он отказался от этого решения в пользу черно-белых тонов. Выбор такой строгой и даже аскетичной палитры объясняется очень просто — художник хотел передать близость полотна к газетной фотографии. Это делает картину более безжизненной и грустной, а также указывает на то, откуда Пикассо черпал сведения о бомбардировке (сам художник в городе ни разу не был).

На картине изображен ряд полуабстрактных фигур, которые напоминают человека и некоторых животных (конь, бык). Фигуры символизируют собой ужасы войны — смерть, боль, страх, отчаяние. Почти у всех персонажей открыт рот — они будто бы замерли в безмолвном крике. Предметное описание полотна:

  • По центру полотна изображена лошадь — большинство искусствоведов склоняется к версии, что этот образ «перешел» на полотно из более ранней картины Пикассо «Смерть тореро». Справа от лошади можно заметить темный силуэт, который напоминает быка, наносящего рогами удар лошади. В ранних интервью Пикассо утверждал, что лошадь символизирует народ, а силуэт быка — фашистский режим. Впрочем, в поздних интервью художник отказался от этой интерпретации — по его мнению смысл каждый зритель может сам придумать свой смысл для символов быка и лошади;
  • По центру над головой лошади изображена электрическая лампа. Что же символизирует этот символ? Здесь мнение искусствоведов разделилось. Одни считают, что лампа является символом научно-технического прогресса, который и породил возможность таких разрушительных бомбардировок. Другие искусствоведы настроены более оптимистично — они считают, что лампа символизирует истину, которая высвечивает природу варварских бомбардировок;
  • В верхнем правом углу можно заместить фигуру еще одного быка. Хотя этот бык нарисован в кубистской технике, он выглядит более отчетливо (в сравнении с быком-силуэтом, поражающим лошадь). Пикассо утверждал, что этот бык является символом силы и жестокости, но не фашизма. В более крупном масштабе можно сказать, что бык олицетворяет саму Испанию;
  • Снизу под быком можно обнаружить полу-абстрактную фигуру матери с мертвым ребенком. Метафорически здесь все просто — эти фигуры символизируют бессмысленное жестокое убийство невинного ребенка;
  • Правее и ниже матери с ребенком можно увидеть фигуру человека с обломком меча в руке. Эта фигура символизирует собой павших солдат, которые ничего не могли сделать против беспощадного смертоносного оружия;
  • Справа от головы лошади можно заметить женское лицо и керосиновую лампу. Есть мнение, что керосиновая лампа противопоставляется электрическому светильнику (возможный намек на древность баскского народа);
  • Под женской головой можно заметить фигуру человека, который тащит по земле свою ногу. Очевидной символ бессмысленной жестокости;
  • В правом верхнем углу нарисована голова человека, которая будто бы выглядывает из окна дома, объятого пламенем. По свидетельству очевидцев после бомбардировок город Герника горел не менее 3 дней.

Мнение искусствоведов о полотне

В завершение давайте узнаем несколько мнений искусствоведов о картине Герника Пабло Пикассо:

  • Практически все современные искусствоведы считают полотно Пикассо шедевром. Они отмечают, что картина очень умело сочетает авангардную технику с интуитивно понятным сюжетом на тему ужасов войны. Благодаря тонкой живописной технике в сочетании с повествовательным драматизмом зритель может прочувствовать всю боль и безысходность людей, которые попали под бомбежку;
  • Картина имеет необычную прямоугольную форму и огромные размеры — почти 3,5 на 7,8 метров! Сделано это было специально, чтобы человек при взгляде на полотно сразу оценил его масштаб и величие. Впрочем, большие размеры имеют и практическую пользу — благодаря им Вы сможете без проблем рассмотреть даже самые мелкие детали картины Пикассо;
  • Существует мнение, что всех своих персонажей художник «набросал» в хаотическом порядке. Однако современные искусствоведы утверждают, что в целом это не так. Пикассо прекрасно владел академическим рисунком, а его картина в целом подчиняется классической гармонии. А некоторые «диссонирующие» элементы внесены специально, чтобы усилить восприятие картины;

Интересно, что Пикассо множество раз спрашивали о смысле его картины Герника. На наш взгляд, самым интересным его ответом были следующие слова: «… этот бык — бык, и эта лошадь — лошадь … Если вы даете смысл некоторым вещам в моих картинах, это может быть очень верно, но это не моя прихоть, дать этот смысл. Все это я сделал инстинктивно, бессознательно. Я рисую картину для картины. Я рисую предметы для того, чтобы они были».

Поэтому при просмотре картины очень важно не забывать об этих словах Пикассо, а трактовки следует придумывать аккуратно. Теоретики искусства утверждают, что слишком вольные интерпретации говорят нам не столько о самой картине, сколько о самом интерпретаторе, о его желании найти смысл даже в тех вещах, о которых сам художник мог и не задумываться во время рисования.

Смотрите также
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( Пока оценок нет )
TopKartin.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector