«Безумная Грета» Брейгеля – аллегория-гримаса исторических трагедий

Шедевры мирового искусства

«Безумная Грета» — картина маслом на холсте-панели размером 115 х 161 см, написанная нидерландским художником Питером Брейгелем Старшим в 1563 году. Принадлежит художественному музею Майер ван ден Берг в Антверпене, который специализируется на средневековых произведениях искусства.

Автор как свидетель истории

Питер Брейгель Старший, годы жизни которого предположительно 1525 -1569 гг., вошёл в историю как «Мужицкий». Живопись и графика, пейзаж и жанровые сцены прославили родоначальника династии художников. Доподлинно известно, что его кисти принадлежат всего 45 живописных работ. Любил писать природу и простых деревенских жителей, но всё изменилось с начала 1560-х годов. Ужасы испанского террора превратили жизнь нидерландцев в кошмар: подлые доносы, религиозные преследования и зловещие виселицы довели Нидерланды до хаоса.

Некоторые картины Питера Брейгеля Старшего, особенно его «Безумная Грета» – яркая визуальная аллегория ужаса, творившегося на родине художника.

Рассматриваем картину

Безумная Грета, она же сумасшедшая Мэг – злая, жадная и алчная старуха, героиня фольклорных сказаний народов Фламандии, олицетворение порока. Имя Грета носило ругательный смысл и символизировало самые ужасные человеческие недостатки и грехи.

Событие, изображённое на картине Брейгеля Старшего – нападение женской армии, во главе которой Грета, на Ад, олицетворение греха и холода в германо-скандинавской мифологии. Трудно придумать что-либо более безумное: Грета вытаращила глаза, бессмысленно раскрыла рот, и подгоняемая самыми низменными инстинктами, несётся, как одержимая. Каска, меч, латы, порванная одежда красноречиво говорят о её решимости и самых диких намерениях. Разрушать, грабить и убивать – вот её безумный инстинкт. Как одержимые неистово избивают друг друга женщины на мосту. Раскрытая пасть Ада слева на картине порождает всяких гнусных тварей. Повсюду корчатся странные нелепые создания, мистические существа, явно невменяемые, и вытворяют всякие гнусности.

Впечатление от картины

Фигурное и предметное изобилие, которое при этом неистово скачет, бежит, ползёт, дерётся и тонет, всполохи от пожара, придающие всему произведению настрой тревоги, рождают у зрителя острое ощущение трагедии и хаоса на земле.

Одновременно к зрителю приходит понимание чувств художника: отвращение к происходящему и боль его страданий за родину.

Так, к сожалению, и бывает в жизни: люди, теряя разум, в слепой панике или жестоком безумии, гибнут в нелепой, бессмысленной давке, причиной которой сами и являются. Аллегорию жадности представляет эпизод картины, где люди дерутся за золото, которое ничто иное, как мусор.

Судьба полотна

Самый ранний исследователь творчества Питера Брейгеля Старшего литератор и художник Карел ван Мандер упоминает картину в 1604 году. До этого времени доподлинно местонахождение картины неизвестно. В начале XVII века она была частью императорской коллекции Рудольфа II, стоявшего во главе Священной Римской империи. В 1648 году, по окончании Тридцатилетней войны, вывезена шведами. Долгие годы находилась у разных владельцев, с годами случайно потеряв имя автора и ценность. В 1897 году волею счастливого случая буквально за копейки картину приобрёл на аукционе коллекционер и знаток живописи Фриц Майер ван ден Берг. Возраст шедевра и имя художника он озвучил после покупки. Это была удача. Сейчас «Безумная Грета» — наиболее известный экспонат музейного собрания, его гордость.

Наследие

Недавняя длительная реставрация освежила картину, сделала краски ярче, выявила потускневшие детали и элементы. Появилось почти утерянное за века ощущение пространства, а характеры действующих лиц, как бы ни были они ужасны, обострились. А значит, ярче и острее будут впечатления зрителей и, может быть, меньше станет на земле зла и грехопадений.

Смотрите также
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( Пока оценок нет )
TopKartin.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector