- Автор: Виктор Михайлович Васнецов;
- Год: 1881;
- Место нахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва;
- Размер: 152.7 × 165.2 см. Холст масло;
- Цена: Нет данных.
Картина «Три царевны подземного царства» – работа русского художника В.М. Васнецова (1848-1926). Написана в двух вариантах, оба маслом по холсту. Первый – размером 152,7 х 165,2 см, экспонат Государственной Третьяковской галереи в Москве (1881). Второй вариант – 164 х 297 см, находится в Киевской картинной галерее (1884).
Автор
Васнецов Виктор Михайлович с картиной «Три царевны подземного царства» был понят далеко не всеми своими современниками. 1880-е годы в жизни художника были периодом поиска себя, в живописи он делал только первые шаги на пути собственного самовыражения.
Начав с бытовых сюжетов, художник чувствовал, что его призвание в другом. В результате родилось сказочное и былинно-историческое направление, в котором он стал первооткрывателем и непревзойдённым мастером.
Недооцененный обществом вначале, живописец не отступил и в итоге создал произведения, которые стали настоящими шедеврами в новаторском стиле, в сплетении сказки, народной былины, истории. Полотна мастера удивительным образом притягивают внимание, заставляют подолгу рассматривать детали и врезаются в память даже детям. «Три царевны подземного царства» Васнецова – одна из них.
Предыстория
В конце 1870-х Савва Мамонтов (1841-1918), богатый предприниматель из купеческой династии, финансировал строительство Донецко-Мариупольской железной дороги. Впоследствии дорога была запущена в 1882 году. Значение её было велико – эта нить связывала Мариупольский порт и Донецкий угольный бассейн, что расширяло горизонты для перспективного региона юга России. Параллельно строилось и здание правления.
Савва Мамонтов был большим любителем искусства – в его усадьбе Абрамцево подолгу гостили многие живописцы, в том числе начинающие. Хозяин поддерживал таланты, снабжая их заказами.
Васнецов был одним из тех, кто подавал большие надежды. Ему Мамонтов и сделал заказ для своего нового предприятия – три картины. По замыслу заказчика трилогия должна была изображать: прошлое Донецка, какой-то волшебный манёвр и сказочных царевен, одна из которых олицетворяла золото, другая – драгоценные камни, третья – каменный уголь.
Васнецов заказ выполнил. Картина «Битва скифов со славянами» изображала по замыслу автора далёкое прошлое Донецкого каменноугольного края, «Ковёр-самолёт» олицетворял волшебный способ быстрого перемещения, «Три царевны…» – символы богатства земных недр.
Откуда сюжет картины «Три царевны…»
В основу своей работы Васнецов взял русскую народную сказку под названием «Три царства – медное, серебряное и золотое», которая существует в разных версиях. По одной из них главный герой сказки Иван-царевич отправляется в подземное царство Ворона Вороновича, который похитил и держит взаперти мать царевича, Анастасью Прекрасную.
В подземелье герой сказки попутно освободил других пленниц злодея. Это были Медная, Серебряная и Золотая царевны. Они помогли сыну найти мать. Все вместе, впятером, сбежали из подземелья. Иван-царевич взял в жёны Золотую царевну, двух других выдал замуж за своих братьев.
Живописец внёс коррективы: Серебряную девицу заменил на царевну драгоценных камней, а Медную – на Угольную, которая и стала главной героиней полотна. Ведь символом нового предприятия стало чёрное золото, каменный уголь.
Описание картины Васнецова «Три царевны подземного царства»
На фоне розовеющего неба, подёрнутого облаками, и тёмных скал, среди каменных глыб стоят три девушки.
Золотая царевна
Первая (слева направо) – это Золотая царевна. Она изображена вполоборота к двум другим. Всё в её наряде соответствует имени – золотой наряд, головной убор, волосы, украшения. Одета в богатую ферязь (она же ферезея), верхнее парадное платье с длинными, до пола, рукавами, имеющими прорези для рук. Так одевались в допетровские времена и женщины, и мужчины, а золотые ферязи считались самыми праздничными.
Головной убор Золотой царевны – это коруна. Она могла украшать голову только незамужней девушки и обычно в последний раз надевалась ею на собственной свадьбе.
В сложенных руках шёлковый платок. Золотая царевна стоит прямо и величественно, веки слегка опущены. Взгляд спокоен и полон собственного достоинства – она уверена в своей безграничной власти над человеком.
Царевна драгоценных камней
Вторая фигура олицетворяет самоцветы – драгоценные камни так же, как и золото, часто делают людей рабами своего блеска.
На царевне драгоценных камней поверх шёлковой рубашки также надета богато украшенная ферязь, признак высокого положения девушки. На голове драгоценный венец. По сравнению с первой героиней наряд у неё более контрастный по цветам – как знак разнообразия ослепительно сверкающих самоцветов.
Девушка изображена анфас, лицом к зрителю, но взгляд её направлен на третью героиню картины. К ней обращено лицо и первой, самой важной, Золотой царевны.
Царевна каменного угля
Последняя из трёх героинь картины Васнецова, стоящих будто у входа в подземное царство, девушка в сверкающе-чёрном платье.
В отличие от убранств первых двух сестёр её наряд выделяется современностью – открыты руки и шея, никаких вычурных тканей и тяжёлых украшений. Вся фигурка кажется миниатюрной, блики угольно-чёрного платья делают её лёгкой.
В чёрных волосах вспыхивают искры – так каменный уголь сверкает на свету. Лицо девушки обращено на зрителя, прямо в глаза ему она и смотрит, кротко и вместе с тем уверенно. Лишённый суеты взгляд, спокойная поза, соответствующее эпохе платье – детали, которыми художник выделил Царевну каменного угля. Ведь на полезное ископаемое в то время в обществе возлагались большие надежды, уголь стал средством ускорения прогресса. Он был нужен для обогрева домов длинной русской зимой, с его помощью плавили металл, он приводил в движение железнодорожные составы.
Угольная царевна выделена художником и композиционно – расстоянием между нею и двумя другими героинями картины, фоном (позади неё тёмная скала, тогда как за первой и второй царевной небо розового оттенка и облака).
Все эти особенности героини и художественные приёмы автора дают зрителю понять, что персонажи, имея существенные различия между собой, принадлежат к разным эпохам.
Судьба картины
Правлению новой железной дороги готовые картины трилогии показались несерьёзными, не соответствующими деловой обстановке, какая должна царить в солидной компании. Новаторский, сказочный жанр в живописи прагматичные предприниматели не оценили. Работы Васнецова были отвергнуты, в том числе и картина «Три царевны подземного царства», предназначенная для кабинета правления.
Полотно демонстрировалось на IX выставке передвижников в 1881 году. Некоторые коллеги художника хвалили автора за «широту письма и натуральность» и сделали вывод, что в этой работе Васнецов искал такой образ, какой можно было бы назвать идеалом женской красоты. Картину приобрёл брат Саввы Мамонтова.
В 1884 году Васнецов написал второй вариант картины. Композиция и колорит в ней несколько другие, но принцип тот же – Царевна каменного угля выделяется на фоне царственных сестёр особой нежностью и юностью. Действительно, золото и самоцветы правят миром людей с незапамятных времён, а богатство в виде каменного угля стало ценным лишь недавно.
Критики, современники автора, отмечали утончённость второй работы, которую сразу же приобрёл предприниматель, меценат и коллекционер из Киева И.Н. Терещенко.
Прошу прощения, что вмешался… Я разбираюсь в этом вопросе. Давайте обсудим. Пишите здесь или в PM.