Три царевны подземного царства, история картины Васнецова

  • Автор: Виктор Михайлович Васнецов;
  • Год: 1881;
  • Место нахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва;
  • Размер: 152.7 × 165.2 см. Холст масло;
  • Цена: Нет данных.

Картина «Три царевны подземного царства» – работа русского художника В.М. Васнецова (1848-1926). Написана в двух вариантах, оба маслом по холсту. Первый – размером 152,7 х 165,2 см, экспонат Государственной Третьяковской галереи в Москве (1881). Второй вариант – 164 х 297 см, находится в Киевской картинной галерее (1884).

Автор

Васнецов Виктор Михайлович с картиной «Три царевны подземного царства» был понят далеко не всеми своими современниками. 1880-е годы в жизни художника были периодом поиска себя, в живописи он делал только первые шаги на пути собственного самовыражения.

Начав с бытовых сюжетов, художник чувствовал, что его призвание в другом. В результате родилось сказочное и былинно-историческое направление, в котором он стал первооткрывателем и непревзойдённым мастером.

Недооцененный обществом вначале, живописец не отступил и в итоге создал произведения, которые стали настоящими шедеврами в новаторском стиле, в сплетении сказки, народной былины, истории. Полотна мастера удивительным образом притягивают внимание, заставляют подолгу рассматривать детали и врезаются в память даже детям. «Три царевны подземного царства» Васнецова – одна из них.

Предыстория

В конце 1870-х Савва Мамонтов (1841-1918), богатый предприниматель из купеческой династии, финансировал строительство Донецко-Мариупольской железной дороги. Впоследствии дорога была запущена в 1882 году. Значение её было велико – эта нить связывала Мариупольский порт и Донецкий угольный бассейн, что расширяло горизонты для перспективного региона юга России. Параллельно строилось и здание правления.

Савва Мамонтов был большим любителем искусства – в его усадьбе Абрамцево подолгу гостили многие живописцы, в том числе начинающие. Хозяин поддерживал таланты, снабжая их заказами.

Васнецов был одним из тех, кто подавал большие надежды. Ему Мамонтов и сделал заказ для своего нового предприятия – три картины. По замыслу заказчика трилогия должна была изображать: прошлое Донецка, какой-то волшебный манёвр и сказочных царевен, одна из которых олицетворяла золото, другая – драгоценные камни, третья – каменный уголь.

Васнецов заказ выполнил. Картина «Битва скифов со славянами» изображала по замыслу автора далёкое прошлое Донецкого каменноугольного края, «Ковёр-самолёт» олицетворял волшебный способ быстрого перемещения, «Три царевны…» – символы богатства земных недр.

Откуда сюжет картины «Три царевны…»

В основу своей работы Васнецов взял русскую народную сказку под названием «Три царства – медное, серебряное и золотое», которая существует в разных версиях. По одной из них главный герой сказки Иван-царевич отправляется в подземное царство Ворона Вороновича, который похитил и держит взаперти мать царевича, Анастасью Прекрасную.

В подземелье герой сказки попутно освободил других пленниц злодея. Это были Медная, Серебряная и Золотая царевны. Они помогли сыну найти мать. Все вместе, впятером, сбежали из подземелья. Иван-царевич взял в жёны Золотую царевну, двух других выдал замуж за своих братьев.

Живописец внёс коррективы: Серебряную девицу заменил на царевну драгоценных камней, а Медную – на Угольную, которая и стала главной героиней полотна. Ведь символом нового предприятия стало чёрное золото, каменный уголь.

Версия картины 1884 года
Версия картины 1884 года

Описание картины Васнецова «Три царевны подземного царства»

На фоне розовеющего неба, подёрнутого облаками, и тёмных скал, среди каменных глыб стоят три девушки.

Золотая царевна

Первая (слева направо) – это Золотая царевна. Она изображена вполоборота к двум другим. Всё в её наряде соответствует имени – золотой наряд, головной убор, волосы, украшения. Одета в богатую ферязь (она же ферезея), верхнее парадное платье с длинными, до пола, рукавами, имеющими прорези для рук. Так одевались в допетровские времена и женщины, и мужчины, а золотые ферязи считались самыми праздничными.

Головной убор Золотой царевны – это коруна. Она могла украшать голову только незамужней девушки и обычно в последний раз надевалась ею на собственной свадьбе.

В сложенных руках шёлковый платок. Золотая царевна стоит прямо и величественно, веки слегка опущены. Взгляд спокоен и полон собственного достоинства – она уверена в своей безграничной власти над человеком.

Царевна драгоценных камней

Вторая фигура олицетворяет самоцветы – драгоценные камни так же, как и золото, часто делают людей рабами своего блеска.

На царевне драгоценных камней поверх шёлковой рубашки также надета богато украшенная ферязь, признак высокого положения девушки. На голове драгоценный венец. По сравнению с первой героиней наряд у неё более контрастный по цветам – как знак разнообразия ослепительно сверкающих самоцветов.

Девушка изображена анфас, лицом к зрителю, но взгляд её направлен на третью героиню картины. К ней обращено лицо и первой, самой важной, Золотой царевны.

Царевна каменного угля

Последняя из трёх героинь картины Васнецова, стоящих будто у входа в подземное царство, девушка в сверкающе-чёрном платье.

В отличие от убранств первых двух сестёр её наряд выделяется современностью – открыты руки и шея, никаких вычурных тканей и тяжёлых украшений. Вся фигурка кажется миниатюрной, блики угольно-чёрного платья делают её лёгкой.

В чёрных волосах вспыхивают искры – так каменный уголь сверкает на свету. Лицо девушки обращено на зрителя, прямо в глаза ему она и смотрит, кротко и вместе с тем уверенно. Лишённый суеты взгляд, спокойная поза, соответствующее эпохе платье – детали, которыми художник выделил Царевну каменного угля. Ведь на полезное ископаемое в то время в обществе возлагались большие надежды, уголь стал средством ускорения прогресса. Он был нужен для обогрева домов длинной русской зимой, с его помощью плавили металл, он приводил в движение железнодорожные составы.

Угольная царевна выделена художником и композиционно – расстоянием между нею и двумя другими героинями картины, фоном (позади неё тёмная скала, тогда как за первой и второй царевной небо розового оттенка и облака).

Все эти особенности героини и художественные приёмы автора дают зрителю понять, что персонажи, имея существенные различия между собой, принадлежат к разным эпохам.

Судьба картины

Правлению новой железной дороги готовые картины трилогии показались несерьёзными, не соответствующими деловой обстановке, какая должна царить в солидной компании. Новаторский, сказочный жанр в живописи прагматичные предприниматели не оценили. Работы Васнецова были отвергнуты, в том числе и картина «Три царевны подземного царства», предназначенная для кабинета правления.

Полотно демонстрировалось на IX выставке передвижников в 1881 году. Некоторые коллеги художника хвалили автора за «широту письма и натуральность» и сделали вывод, что в этой работе Васнецов искал такой образ, какой можно было бы назвать идеалом женской красоты. Картину приобрёл брат Саввы Мамонтова.

В 1884 году Васнецов написал второй вариант картины. Композиция и колорит в ней несколько другие, но принцип тот же – Царевна каменного угля выделяется на фоне царственных сестёр особой нежностью и юностью. Действительно, золото и самоцветы правят миром людей с незапамятных времён, а богатство в виде каменного угля стало ценным лишь недавно.

Критики, современники автора, отмечали утончённость второй работы, которую сразу же приобрёл предприниматель, меценат и коллекционер из Киева И.Н. Терещенко.

Коллекция известных картин Васнецова

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
Анастасия Дементьева
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector