- Автор: Виктор Михайлович Васнецов;
- Год: 1896;
- Место нахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва;
- Размер: 133 х 250 см. Холст масло;
- Цена: Нет данных.
«Сирин и Алконост» Васнецова является не столь популярной картиной художника, но по своей удивительной символике она достойна внимания. Оригинал творения, написанного на холсте маслом, имеет размер 133х250 и хранится в Государственной Третьяковской галерее, расположенной в столице России.
История создания
Виктор Михайлович Васнецов создал «Сирина и Алконоста» в 1896 году, перед революционными потрясениями, которые вскоре произошли в Российской империи. Художник словно предвидел те изменения, которые произойдут на его родине. Он как тонко чувствующий человек ощущал тревожность, отразившуюся в сумрачном образе птицы Сирин. Однако, свято веря в мощь русского народа, стойко выдерживающего самые тяжелые страдания и невзгоды, Васнецов подле с предвестником горя написал светлый образ, символизирующий победу добра над злом.
Глубокий символизм картины
Изображенные на картине Васнецова «Сирин и Алконост» райские птицы с людскими обликами являются парой противоположностей. Они похожи, словно двойники, но вместе с тем – совсем разные, воплощающие чувства скорби и радости, печали и счастья, темного и светлого начала. Сирин считается черным предвестником печали, тоскующим по потерянному раю. Алконост же – светлым радостным вестником счастья и удовольствий. Славянские легенды гласят, что фантастические девы-птицы непосредственно перед Яблочным Спасом, который празднуется в конце летнего сезона, прилетают в сад. Их чувства разные. Алконост испытывает радость от обильного урожая, даря плодам целебные свойства, Сирин же печалится об убегающих теплых летних деньках, оплакивая их. Девы-птицы здесь, являясь противоположностями, символизируют все же гармоничное равновесие. Так и в человеческой жизни горе и счастье идут рука об руку, меняя, дополняя одно другое.
Символические образы и фон шедевра
Колоритные образы на живописном полотне Виктора Васнецов «Сирин и Алконост» поражают зрителей. Первая из фантастических птиц с бледным страдающим лицом и очами в черных глазницах, наполненными слезами, темным оперением закрывающихся крыльев завершает старое. Вторая с румяным личиком и светлым оперением разворачивающихся крыльев начинает новое. Ветви с сидящими на них девами-птицами находятся на разных сторонах ствола одного дерева. С левой, «дурной», по славянским преданиям, стороны, впрочем, тесно объединенной с сердцем, находится Сирин – олицетворение угасания и печали. По правую, хорошую, сторону расположился Алконост, воплощающий блаженство, мечты, радость.
Фоном картины являются утренние небеса, окрашенные в оранжевый цвет
Светлая птица освещена солнечными лучами, темная же укрыта от грядущей зари. Устремленный в минувшее Сирин и открытый навстречу будущему Алконост слиты в единое и неделимое целое. Они, словно незабвенные спутники, сопровождают людей на протяжении всего их существования, умеряя огромную радость и облегчая тяжкое горе. Так, по мнению мастера, и образуется великая жизненная гармония.