Владимир Боровиковский история портрета М.И.Лопухиной

1797 г.Владимир Лукич Боровиковский (1757 – 1825) – русский художник, внёсший неоценимый вклад в сокровищницу шедевров живописи, по словам современников, «украсивший Россию своими произведениями».

От иконописца к портретисту

В.Л. Боровиковский свой творческий путь начинал на Полтавщине как потомственный иконописец: отец, дядя и братья его занимались росписью икон в храмах. Впоследствии по приглашению Екатерины II, которой понравились выполненные художником на заказ портреты, он переехал в столицу.

С 1788 года художник живёт в Петербурге, учится и много работает. С этого времени основным направлением его творчества постепенно становится портретная живопись. Герои его полотен – члены императорской семьи, высшие сановники, яркие представители литературы и искусства – современники художника.

Мария Лопухина

Мария – 18-летняя юная и очаровательная молодая женщина, только вышедшая замуж. Заказ на её портрет поступил художнику от мужа красавицы, егермейстера и действительного камергера при дворе С.А. Лопухина в 1797 году.

До замужества Лопухина графиня Толстая, дочь генерала Ивана Толстого, который был магистром масонской ложи и увлекался мистицизмом.

Работая над портретом, художник был совершенно пленён обликом Марии. Эта юная женщина была нежным, поэтическим, чистым и прелестным созданием. Вместе с тем, возможно, художник как тонкая натура чувствовал и улавливал в её образе что-то печальное. Может, предчувствие беды?

Трагедия юной красавицы

Портрет был написан и украшал один из залов в доме Лопухиных. Но через три года молодая женщина заболела. Современники свидетельствуют о переживаниях и страданиях художника по этому поводу. Медицина в то время ещё не знала способов борьбы со многими болезнями, и чахотка вскоре унесла жизнь молодой и цветущей, не успевшей познать счастье в полной мере, в том числе материнства, Марии.

Мистические слухи

В салонах шептались о мистической силе портрета Лопухиной. Якобы, только бросив взгляд на картину, любая девушка обрекает себя на скорую смерть. Обретение картиной такой страшной силы приписывалось безутешному отцу Марии. Суеверные люди считали, что графом Толстым, известным в свете мистиком и масоном, в изображение Марии вселён её дух, который и забирает девушек на тот свет.

Описание картины

Портрет Лопухиной удивительно сочетает декоративную тонкость с чувством притягательности героини. Мария предстаёт на фоне русского пейзажа с берёзами, колосьями и васильками как нежная, меланхоличная, мечтательная красавица с тонкой душой. Черты лица необыкновенно мягки. Гармония ощущается во всех элементах картины: в положении тела героини, наклоне очаровательной головки, выражении глаз, линиях губ. Светлый изысканный и вместе с тем простой наряд подчёркивает её юность и очарование. Она словно распустившийся свежий бутон.

Но рядом изображены цветы. Такие же прохладно-пастельные, светлые, как весь образ героини, розы сорваны и уже слегка поникли. Может, это художественное и печальное чутьё автора? Красота цветов всегда завораживает, олицетворяя саму жизнь, но цветение, увы, не вечно.

Лопухина в Третьяковской галерее

После смерти Марии Лопухиной, а через несколько лет и её мужа портрет хранился в семье Прасковьи Фёдоровны – племянницы Марии. Там его и увидел Павел Михайлович Третьяков, российский коллекционер и основатель галереи. Были в его коллекции и другие чудесные портреты, написанные Боровиковским, но Лопухина была особенно любима им и его семьёй.

Сейчас, в XXI веке прелестной русской женщиной с таинственной полуулыбкой и загадочным взглядом любуются тысячи посетителей Третьяковской галереи.  Шедевр Боровиковского сложно переоценить. В нём всё – ускользающая красота, душевная грусть и великая мудрость.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector