Купание красного коня – Многозначное пророчество

Картины Русских Художников

Картина «Купание красного коня» – самое известное полотно Петрова-Водкина. Написано в 1912 году маслом на холсте размером 160 х 186 см. Экспонат Государственной Третьяковской галереи на Крымском валу.

Автор

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878-1939) – российский и советский художник, родом из Хвалынска на Волге, из бедной трудовой семьи, трудом и дарованием выросший в теоретика искусства и педагога. Современники живописца считали, что талантом и содержанием он «древнерусский иконописец», способный к ясновидению. Символизм и модерн внесли коррективы в его воспитание по иконописным канонам. Картину «Купание красного коня» Кузьма Сергеевич писал, как бытовую. Очень скоро череда исторически значимых событий в стране заставила и художника, и зрителей по-новому взглянуть на полотно и открыть в нём новые смыслы и символы. Здесь сыграл свою роль приписываемый живописцу дар провидца, с которым и сам художник связал рождение этого полотна, написанного по наитию.

Описание картины

Сюжет, казалось бы, прост – деревенские мальчишки в летний жаркий день купают в озере лошадей. Цветовые решения делают простую сценку непростой. Для бытовой сцены выбор цвета главного героя необычен – художник решил сделать коня красным. На заднем плане резвятся в голубых водах озера скакуны белого и приглушённого терракотового цвета, вдали розовый берег – на этом фоне окрас ближнего коня выглядит ещё гуще и ярче, выводя его в центральные персонажи полотна не только композиционно, но и по колориту и размеру. Фигура его огромна, она занимает половину картины и выписана не полностью – не хватило холста, но зритель чётко представляет гигантские размеры могучего животного в полный рост и невольно благоговеет перед его мощью.

Если от других коней и их наездников расходятся плавные волны, то от копыта красного коня рождается бурлящий водоворот. Вместе с тем сильное и мускулистое тело животного не лишено грации. На его крепкой спине, придерживая одной рукой повод, ловко сидит обнажённый молодой всадник, крепкий и поджарый хозяин коня. Юноша, почти подросток, кажется задумчивым и даже отрешённым, но он, безусловно, правит – конь косит глазом и прислушивается, не потянет ли хозяин за уздечку. За этой впечатляющей парой не просто озёрные волны и берега в зелени, а образно вся планета. Сдвоенная перспектива, по которой Петров-Водкин был настоящим мастером, позволяет зрителю видеть озеро сверху, а красного коня со своим наездником сбоку. Потому не видно неба, картина выглядит плоско и несколько театрально. Словно декорация к чему-то грандиозному, что ожидает главных героев впереди.

Картина и критика

С момента своего появления на публике, несмотря на ошеломляющий успех, на художника обрушились критики: и за планетарность и закруглённость горизонта, и за неестественный цвет коня, и за излишний эротизм. Сам художник всегда отстаивал свои решения и объяснял свою любовь к особенной перспективе впечатлениями из детства и приверженности к иконописной технике – именно церковные произведения лишены теней и объёмности. Выбранный окрас главного героя живописец перенял у древнерусских икон, в которых красный цвет хрестоматийный, а конь-огонь у русского народа – герой и мифов, и сказок, и былин. Мальчишки обнажены – так это совершенно привычное дело для русской глубинки, летом в жару нырять нагишом – картина писалась-то как сценка, привычная глазу художника с детства. В этом впитавшаяся в душу живописца особая русскость народа и народность империи.

Интерпретации картины

Через два года после создания полотна Россия была втянута в Первую мировую войну. Вот теперь художник поразился совпадению – изображение на картине перекликалось с кровавыми событиями, трагическими для государства, и картина обретала определённый смысл. Но в 1917-м ценители искусства изумились ещё больше – заполоняющий пространство картины красный конь стал однозначным символом большевистского движения и «призрака коммунизма». Говоря о картине, теперь непременно надо было её толковать: для одних она стала предвидением трагедий, ожидающих страну, для других – символом обновления. Третьи философствовали о существовании всего на земле как тесно взаимодействующих частиц огромной Вселенной. Дальше – больше: история России, затем Советского Союза, потом снова отдельной России всегда подкидывала новые дровишки в костёр для любителей толкования картин, наделённых тайными символами, метафорами, которые очень увлекательно расшифровывать. Гражданская война, репрессии, Великая Отечественная, развал СССР из новейшей истории – философствовать, сопоставляя картину со временем, можно бесконечно.

Судьба полотна

После представления картины на выставке в 1912 году (причём она была не экспонатом, а украшением холла над входом в выставочный зал), художник и само произведение стали очень популярны. Поэтому в 1914-м картина отправилась на «Балтийскую выставку» в Швецию, где также имела успех. Последующий водоворот событий в России и Европе привёл к тому, что все экспонаты, в том числе и «Купание красного коня» застряли в Швеции на долгие годы. Лишь в 1950 году после долгих переговоров картину вернули семье художника. В 1953-м от его вдовы полотно перешло к Казимире Басевич, ленинградской ценительнице искусства. Коллекционер, всю жизнь трепетно собиравшая и сохранявшая многие предметы культурного достояния страны, в 1961-м подарила картину с громкой славой, остросюжетной историей и многогранным смыслом Третьяковской галерее. Бесценный дар для потомков.

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( Пока оценок нет )
TopKartin.ru
Добавить комментарий