Клод Лоррен – французский художник XVII века, известный прежде всего своими великолепными безмятежными пейзажами. Картины мастера – это мягкий свет, полный штиль, чудный воздух и тишина.
Происхождение и детство
Родился в 1600 году (данные приблизительные, точная дата неизвестна) в небольшой деревушке в герцогстве Лотарингия (северо-восток современной Франции), принадлежавшем тогда Священной Римской империи. Простая крестьянская семья имела фамилию Желле (или Желе), которую много позже художник поменял на Лоррен. У Анны и Жана было пять сыновей, Клод родился третьим. Родители умерли рано, опорой для Клода стали родные. В частности, старший брат, который набирался опыта как гравёр, живя и работая в Германии. Именно он преподал первые уроки рисования Клоду, которого в 13 лет один из родственников увёз в Италию.
Италия и учителя
Дальнейшую судьбу предопределило место работы подростка – он прислуживал в доме живописца Агостино Тасси, где имел возможность наблюдать, как хозяин пишет, какие приёмы применяет. Тасси, обратив внимание на интересовавшегося живописью слугу, обучал его некоторым навыкам. Здесь, в Риме, Клод Лоррен и обретёт свою вторую родину – останется навсегда в городе, открывшем его призвание. В дальнейшей жизни он будет всего дважды покидать Вечный город на несколько лет: для учёбы в Неаполе и работы на родине. Учителями Лоррена можно считать Готфрида Вельса, мастера городского пейзажа, Агостино Тасси, сделавшего слугу с явным дарованием и стремлением своим учеником, и Клода Дерюэ, придворного художника герцога Лотарингского.
Творчество
Начинал молодой художник с выполнения заказов на небольшие пейзажные фрески. Но Клода всегда интересовало совершенствование собственной техники и работа над стилем. Настойчивость и труд как приложения к таланту очень хорошие помощники – художник стал великолепным пейзажистом и офортистом. Дата создания первого полотна – приблизительно 1629 год. Это «Пейзаж со скотом и крестьянами».
Постепенно слава о художнике расширялась, он заработал авторитет, а самые титулованные особы стали его клиентами. Испанский король Филипп IV, принц Колонна, папа Урбан VIII, французский посол в Ватикане, кардинал Гвидо Бентивольо делали заказы и очень хорошо оплачивали труд живописца.
Новаторство в живописи Лоррена
Для той эпохи изображение Солнца не характерно. У Клода Лоррена оно сияет почти с каждого полотна, являясь первопричиной достижения удивительной световоздушной среды. В ней мягко рассеиваются утренние или вечерние лучи светила и тают в золотистой туманной дымке. Лоррен – художник-новатор в исследованиях влияния солнца в разное время суток на окружающее. Подобных величественных пейзажей до Лоррена не было, он создал собственный вариант идеального и грандиозного пейзажа.
Частная жизнь
Имея признание, заказы и живя в достатке, Лоррен снимал в центре Рима большой 3-этажный дом. Суете и службе предпочитал спокойное творчество – отказался возглавить Академию художеств, членом которой был с 1634 года.
В официальный брак никогда не вступал. Но у него была дочь Аньес (Агнесс). По одним источникам художник удочерил девочку, по другим – её родила служанка, проживающая в доме Лоррена.
Время от времени к Лоррену приезжали родственники, а племянники Жан и Жозеф долгое время жили у дяди.
Самые известные картины Клода Лоррена
Великолепные старинные полотна художника хранятся, реставрируются и выставляются в крупных, самых знаменитых музеях мира, в том числе в петербургском Эрмитаже, московском ГМИИ им. Пушкина, парижском Лувре, мадридском Прадо, вашингтонской и лондонской Национальных галереях…
Некоторые из них:
- «Порт на закате» (1639),
- «Отплытие Святой Урсулы» (1641),
- «Пейзаж со сценой отдыха на пути в Египет» или «Полдень» (1654),
- «Пейзаж с Товием и ангелом» или «Вечер» (1663),
- «Пейзаж с Иаковом, Рахилью и Лией у колодца» или «Утро» (1666),
- «Пейзаж со сценой борьбы Иакова с ангелом» или «Ночь» (1672),
- «Морской порт» (1674),
- «Асканий, охотящийся на оленя Сильвины» (1682).
Библейские, мифологические и пасторальные сюжеты картин безукоризненны и доведены мастером до совершенства.
Закат жизни
Клода Лоррена не стало в конце ноября 1682 года. Он умер в своём доме в Риме, когда-то открывшем талант француза и давшем ему счастье творить и быть признанным мастером. Римляне похоронили любимого живописца в церкви Тринида-деи-Монти. В 1840 году захоронение было перенесено в Сан-Луиджи-деи-Франчези как национальную церковь Франции в Риме.
Смотрите также: