«Ночной дозор»: вопросы, загадки, гипотезы

Шедевры мирового искусства

Полотно «Ночной дозор», написанное Рембрандтом, принято считать самым загадочным и спорным среди созданий голландского живописца. Написанная в излюбленной технике Рембрандта — холст, масло — картина поражает своими грандиозными размерами. Ширина полотна почти 380 см, высота — около 453 см. Фигуры стрелков выполнены художником в натуральную величину и производят на зрителя ошеломительное впечатление. А каталог Рейксмузеума, где в последние годы находится картина «Ночной дозор» кисти Рембрандта, определяет ее как самое знаменитое и большое полотно великого голландца.

 Жанровая картина вместо парадного портрета

История создания картины не представляет из себя ничего таинственного. Гильдия национальных стрелков сделала заказ на несколько групповых портретов известным амстердамским художникам: Иоахиму фон Зандрарту, Якобу Баккеру, Бартоломеусу ван дер Гельсту, Николасу Пиккеною, Говерту Флинку, и Рембрандту ван Рейну. Каждый из живописцев должен был запечатлеть небольшой отряд, состоящий из 16-18 человек. Картины планировалось разместить в парадном зале Штаба гильдии национальных стрелков и увековечить таким образом доблестных воинов, защитивших независимость Голландии от посягательств Испании.

Групповые парадные портреты писали по устоявшимся правилам:

  • фигуры располагались по горизонтальной оси;
  • движения, динамического развития сюжета в картине не было: группа людей позировала художнику и напоминала официальную групповую фотографию, которая появится в конце 19 века;
  • каждый персонаж картины оплачивал услуги художника отдельно. За дополнительную «премию» можно было занять выгодное место в ряду коллег или попросить живописца изобразить себя в величественном виде и роскошном одеянии;
  • подразумевалось, что на портрете не будут видны недостатки внешности, а общее впечатление от картины будет, как минимум, торжественным.

Все групповые портреты национальных стрелков, созданные коллегами Рембрандта, были написаны строго по канонам парадной живописи. Заказчики одобрили и оплатили полотна; картины приодели в тяжелые золоченые рамы и повесили на стену в зале амстердамского штаба, где они и находились вплоть до середины XVIII века.

Реакция заказчиков

А вот с «Ночным дозором», который в то время назывался «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга» все прошло не так гладко. Заказчики остались недовольны собственными портретами, а некоторые даже отказались платить Рембрандту. Их претензии сводились к следующему:

  • многие герои картины не узнали себя в «Ночном дозоре». Скажем откровенно, заказчики имели право на возмущение. Композиция, задуманная Рембрандтом, радикально отличалась от традиционного построения парадного портретного полотна. Художник не стал выстраивать персонажей в горизонтальную линию, а расположил их хаотичными группами. Картина стала более неформальной и естественной, но вот найти и узнать себя стрелкам было трудновато;
  • среди стрелков роты Кока и Рейтенбюрга появились неизвестные персонажи, о значении которых до сих пор спорят искусствоведы и историки. Вместо 16 ополченцев, которые честно оплатили свои изображения, Рембрандт изобразил более 30 человек в разномастных одеяниях. Кроме того, в «ночной дозор» вместе со стрелками выходят заливисто лающая собака, уличный мальчишка и девочка, освещенная мягким золотистым светом;
  • картина Рембрандта выглядит легкомысленно и очень необычно, особенно в сравнении с портретами других стрелковых рот. Заказчики оказались просто не готовы увидеть себя в жанровом полотне вместо парадного официального произведения.

Замысел художника

Почему же Рембрандт решил отойти от традиционной трактовки группового портрета? Напомним, что вместе с ним над большим заказом работали еще пять мастеров, и некоторые из них были учениками великого голландца. Элемент соперничества в создании картины, несомненно, существовал: Рембрандту хотелось написать что-то оригинальное и неожиданное. Для этого он на время забывает о привычной трактовке сюжета и наполняет картину движением, развитием характеров и многочисленными символами.

Так, до сих пор ведутся споры о девочке, которая по воле художника находится в центре полотна. Исследователи находят в чертах ее лица явное сходство с Саскией, любимой женой Рембрандта. Саския умерла от туберкулеза как раз в то время, когда живописец заканчивал работу над портретом стрелков, и неудивительно, что он захотел еще раз изобразить ее на холсте. Но как объяснить появление девочки среди отряда ополченцев?

Ответа на этот вопрос нет до сих пор. Кто-то считает, что Рембрандт изобразил маркитантку, кому-то близка гипотеза о «дочери полка» и талисмане на удачу, а кто-то из искусствоведов склоняется к мысли, что это — одна из развеселых девиц, всегда готовых сопровождать войско. На поясе девочки висит пистолет и дохлый петух, и исследователи до хрипоты спорят, выясняя, что же хотел сказать Рембрандт этими странными деталями.

Чем больше времени проходит со дня написания картины, тем труднее однозначно ответить на эти вопросы. Приходится смириться с тем, что Рембрандт написал идеальную картину в стиле барокко — многозначительную и загадочную. Но за почти 400 лет мы утратили ключ к символическому шифру, с помощью которого художник говорил с публикой.

Превратности судьбы

«Ночной дозор» считается не только самым знаменитым и загадочным рембрандтовским полотном, но и самым многострадальным творением художника.

Неудачи, начавшиеся сразу после написания портрета стрелков, преследуют полотно и по сей день. Все началось после решения перенести «Ночной дозор» Рембрандта из Штаба гильдии стрелков, где знаменитая картина находилась почти сто лет, в здание амстердамской ратуши. Достаточно большой стены для холста не нашлось и недолго думая, его подрезали с трех сторон, чтобы уместить в выбранном месте. К счастью, сохранилась уменьшенная копия первоначальной авторской версии.

О «Ночном дозоре» мало заботились, и он сильно пострадал от копоти и пыли. Краски поблекли от времени, и только после реставрации и расчистки живописного слоя стало понятно, что отряд ополченцев выходит из арки днем. Исследователи даже указывают приблизительное время — два часа пополудни. Но новое название прочно закрепилось за картиной, пусть и вопреки авторскому замыслу.

Во время Второй мировой войны «Ночной дозор» вывезли в окрестности Амстердама и прятали в замке Радбауд.

В ХХ веке на картину было совершено три нападения. Дважды полотно пострадало от ножа, а в 1990 году на картину брызнули кислотой из баллончика. Повреждения удалось вовремя предотвратить, а охрану «Ночного дозора усилили.

Поговаривают, что злополучный портрет стрелков принес несчастья и своему создателю: после написания картины у Рембрандта уже не было крупных официальных заказов, да и о былой славе пришлось вскоре позабыть. Начиналась полоса трудностей, откровенной нужды и забвения. Но именно в эти годы Рембрандт Ван Рейн напишет свои самые важные картины, которые прославят имя художника в веках.

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий