«Блудный сын в таверне» и Рембрандт как модель

Шедевры мирового искусства

«Блудный сын в таверне» – картина великого голландского живописца Рембрандта, написанная маслом на холсте размером 161 х 131 см в 1635 году. Экспонат Дрезденской галереи (Германия).

Автор

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669) – крупнейший представитель живописи Голландии, особо богатой на таланты именно в XVII веке, названном поэтому золотым. Главное новаторство художника состоит в отточенном мастерстве по передаче эмоций, мыслей и чувств изображаемых людей – их духовный мир буквально обнажается перед зрителем. Живописец также виртуоз по части владения искусством светотени – на его полотнах герои реальны и убедительны, словно готовы вот-вот выйти из рамки полотна и заговорить со зрителем.

Яркий образец мастерства

Примером такой работы в годы счастливой молодости является полотно Рембрандта «Блудный сын в таверне», моделями для которого послужили он сам и его жена Саския. Рембрандт автопортрет писал не первый раз – он, как творческий человек, любил надевать разные наряды, приобретённые у купцов в порту Амстердама, и рисовать себя. Так остро чувствующий и любящий красоту мастер примерял разные образы, характеры и судьбы (за всю жизнь он написал более ста автопортретов).

Саския

Знакомство в 1632 году с Саскией ван Эйленбург, девушкой с состоянием, быстро переросло в нежные чувства. Саския к Рембрандту, молодому и подающему надежды художнику, также воспылала чувствами. Спустя два года они поженились и  были очень счастливы. Жена Рембрандта восхищалась талантливым супругом, которому в Амстердаме не было равных – заказчиков на портреты было предостаточно, денег, соответственно, тоже. Вскоре, в 1639 году, молодые купили добротный кирпичный дом, покрытый тёмной черепицей, на Бреестраат, теперь знаменитый «Дом Рембрандта».

Забегая вперёд, надо сказать, что счастье было полным только три года. В 1642 году оно покинуло Рембрандта – жена его, любимая Саския, умерла, оставив 10-месяного сына Титуса. С этого времени ушла и весёлая дерзость живописца, словно Саския забрала с собой и удачливость мастера…

Но в период счастья Саския была написана множество раз, и даже обнажённой, хотя протестантское и кальвинистское общество Голландии было бы в шоке, если бы знало об этом. Портреты любимой супруги так же причудливы, как и многие автопортреты Рембрандта того периода – зачастую написаны с напускной и подчас избыточной роскошью. Но такова была прихоть живописца, жаждущего красоты.

Сюжет

Роскошные заморские атрибуты из коллекции живописца как нельзя кстати соответствовали задуманному изображению страницы жизни блудного сына из библейской притчи. А именно тому периоду, когда он, уйдя из отчего дома со своей долей наследства, бездумно гулял, кутил и веселился, не заботясь о будущем. Второе название «Блудного сына в таверне» «Автопортрет с Саскией на коленях» – Рембрандт великолепно вжился в роль блудного сына, пьяницы и распутника. Саския прелестно сыграла расчётливую бесстыдницу – взгляд её холоден и проницателен, ведь её цель – выманить как можно больше денег из богатого простачка, поэтому она снисходительна к его шуточкам и объятиям.

Описание картины

В зале таверны в пол оборота к зрителю за столом сидит жизнерадостный весельчак, богато одетый молодой человек. На нём камзол в золотисто-красных оттенках с модными рукавами и роскошной отделкой, на голове шляпа с пышными страусовыми перьями. На поясном ремне красуется шпага с начищенным до блеска вычурным эфесом. Правая рука в приветственном жесте поднята вверх – в ней высокий наполненный бокал. Молодой человек в кураже, он ликует. Вот он, смеясь, обернулся. Оживлённый и взбудораженный всей обстановкой, он широко улыбается, поглядывая вглубь зала таверны – может, его окликнули такие же гуляки или там происходит что-то превесёлое.

Левой рукой юноша обнимает за талию сидящую на его коленях девушку. Она тоже обернулась и внимательно глядит в глаза зрителю. На ней платье в коричневых тонах, с отделками, сборками и кружевами. Волосы убраны в причёску, открывающую ушко с висящей серёжкой.

Драпировки, стены и мебель в таверне в любимых оттенках художника, землисто-коричневых. Светлыми пятнами на картине являются детали платья девушки (особенно блестит юбка), перья на шляпе юноши, его левая рука и пальцы правой, сжимающей бокал, а также лица молодых людей.

Символы на картине

Полотно наделено некоторыми знаками, будто призванными предупредить о скоротечности веселья и неизбежности последствий легкомысленного поведения:

  • Павлин символизирует пустые амбиции, страсть к почестям и нечестное богатство;
  • Доска для записи растущих счетов в трактире напоминает, что час расплаты обязательно настанет;
  • Оружие (шпага) – знак силы и власти. Да, герой пока на коне (при деньгах), но очень скоро всё закончится.

Кроме того, на картине нет белого цвета (или он выполнен в жёлтых оттенках). Именно белый – цвет чистоты и непорочности. Такое цветовое решение художника очередной раз подчёркивает греховность кривой дорожки, по которой пошли герои картины.

Энергия самоутверждения художника

Исследователи творчества Рембрандта и искусствоведы долгое время спорили, как трактовать картину. Обсуждались предложения считать, что на ней солдат с трактирной девицей или это просто автопортрет художника с женой в домашней обстановке во время весёлого пиршества. Но как раз в 1630-е годы живописец увлёкся библейской темой, особенно притчей о блудном сыне. Тщательно проанализировав произведение, специалисты пришли к однозначному выводу, что в основе сюжета картины лежит та самая притча.

Но самое существенное сфокусировано на автопортретности – откровенное наслаждение жизнью и страстное упоение её благами, когда ты молод, здоров и энергичен – что может быть прекрасней. Воспевающий эту жизнь и приветствующий её наполненным бокалом Рембрандт с автопортрета с Саскией на коленях словно поёт гимн самому счастью, увы, преходящему.

Смотрите также
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector