«На террасе» Ирины Шевандроновой – приглашение подумать

На террасе

  • Автор: Шевандронова Ирина Васильевна;
  • Год: 1973;
  • Цена: Стоимость на настоящее время не известна.

«На террасе» – картина Ирины Шевандроновой, написанная в 1973 году. Другое название произведения «На террасе. Портрет сына» раскрывает личность героя. Юноша с картины – это 15-летний сын художницы Михаил.

Автор

Шевандронова Ирина Васильевна (1928-1993) – советский живописец, заслуженный и народный художник России. Выпускница Московской средней художественной школы (закончила в 1947 году), затем МГХИ имени В.И. Сурикова (год окончания – 1953). С 1951 года регулярно выставлялась по всему Советскому Союзу и за рубежом. В основном жила и работала в Москве, но, разъезжая в творческих командировках по стране, была очарована провинцией, самыми дальними её уголками и людьми. Писала стихи.

Любимой натурой художницы были дети, настолько они, по словам Шевандроновой, «пластичны в каждом движении и непосредственны в живой реакции на каждое слово».

Мастер портрета

Великолепная портретистка, Шевандронова писала всех: мужа, детей, прочих близких, друзей и заинтересовавших её малознакомых людей, которых художница встречала в поездках. Шевандронова «На террасе» задумала задолго до начала работы – мастер всегда приступала к портретам после длительного и внимательного наблюдения за человеком. Причём с годами и опытом эта особенность только укреплялась. К первому сеансу позирования модели художница подходила уже с полным пониманием как портретируемого, так и собственных задач. Главным она считала раскрытие душевного состояния и характеров героев своих картин.

Произведение Шевандроновой «На террасе» является прекрасным подтверждением мастерства художницы в изображении индивидуальности, особенностей характера и вместе с тем типичности героя картины для общества.

Описание картины «На террасе» Шевандроновой

Солнечный летний день, тёплый и безветренный. На террасе из некрашеного и местами потемневшего от времени дерева, между двумя стойками сидит, взобравшись на парапет с босыми ногами, стройный рыжеволосый юноша. Он уже не мальчишка, но ещё и не мужчина.

Из одежды на нём только простые синие брюки и голубая рубашка с закатанными рукавами, застёгивать которую нет ни времени, ни нужды – солнце располагает к загару и хочется поскорее взять в руки книгу. Её твёрдая синяя обложка не раскрывает зрителю тайну своего названия. Можно только строить догадки, чем же так увлечён юноша: учебником, приключениями, фантастикой, историческим романом или детективом. Бесстрастное лицо героя также сохраняет загадку – юноша сосредоточен и, не замечая ничего вокруг, погружён в события книги.

Вокруг террасы заросли плюща, который вьётся и поднимается к дощатой крыше уютной летней пристройки, так располагающей к отдыху жарким летом. В просветы между листьями и ветвями плюща виднеется другая буйная зелень, деревья и кустарники. Перед ними, по всей видимости, открытая лужайка, залитая солнечным светом. Лето в самом разгаре. Тёплые лучи солнца мягко обнимают героя картины, высвечивая его профиль и создавая блики на груди и рубашке. Озарённый солнцем снаружи, юноша кажется озарённым и душевно, и духовно.

Деревянные элементы террасы, с четырёх сторон обрамляющие изображение юноши (сверху частично закрытые листвой), служат как бы дополнительной, живописной рамой всему произведению. При этом они оставляют пространство для понимания зрителем объёмного строения той части террасы, где сидит герой: слева от него вход и ступеньки, справа угол пристройки.

Колорит и исполнение

Художница выбрала позу модели, далёкую от классической портретной, и свободное исполнение – живопись не грубая, но и не скрупулёзно точная. Минимум деталей, скромный антураж. Тёплый коричневый, желтоватый цвет деревянной конструкции, радостная зелень листвы, солнечный свет на лице юноши, спокойные синие тона одежды – всё делает картину Шевандроновой «На террасе» удивительно притягательной и умиротворяющей.

Впечатление

Картина обладает глубокой поэтичностью. Современники художницы свидетельствуют о безукоризненном портретном сходстве с Михаилом. Но облик юноши в целом живописцем обобщён, и у зрителя создаётся полное впечатление, что это не портрет конкретного персонажа, а собирательный образ самой юности в мирные годы, когда жизнь наполнена горячим оптимизмом и светлыми надеждами. Пышно цветущая природа, вплетаясь ветвями и листвой в изображение, подкрепляет этот образ и усиливает впечатление, убеждая зрителя в правоте своих догадок и нацеленности героя на будущее. Портрет юноши слит воедино со средой, и кроме красочности этот дуэт несёт жизнеутверждающую силу.

Тематика

Юноша именно с книгой в руках не случайно стал героем картины советской художницы Ирины Шевандроновой.

Этот образ характеризует целую эпоху, ведь Советский Союз был самой читающей страной в мире:

  • С малых лет в городах и сёлах все поголовно записывались в библиотеки. Книг не хватало – чтобы прочитать иную, надо было записаться в очередь;
  • Кроме книг, которые были в дефиците, читали периодические издания – в каждый дом почтальон приносил по несколько газет и журналов для всех членов семьи;
  • Книга считалась лучшим подарком;
  • культ книги был частью идеологии.

Интересный факт: в блокадном Ленинграде зимой 1942 года переиздают «Как закалялась сталь» Николая Островского. Типография обесточена и полуразрушена. Машины приводят в движение вручную – адский труд. Вторая зима в блокаде, но 10 тысяч экземпляров книги распродают за два часа.

Изучение творчества художников в школах и, в частности, сочинение по картине Шевандроновой И. «На террасе» – великолепный педагогический способ научить детей замечать и понимать прекрасное, глубокое, вечное.

Сочинения по картине Шевандроновой И. «На террасе»

Вариант I

Ирина Шевандронова (1928-1993) – замечательная советская художница, героями многих произведений которой становились дети. Эти жанровые картины и портреты удивительно позитивны и поэтичны. Одна из таких работ – это картина «На террасе».

Перед нами, казалось бы, простой сюжет – парень читает книгу. Но при рассматривании картины взгляд цепляется за детали, которые кажутся интересными и наталкивающими на размышления о событии.

Русоволосый худощавый парень – главный персонаж картины. Летним погожим днём он забрался на перила террасы, чтобы почитать интересную книжку. Здесь он никому не мешает и совмещает прогулку на свежем воздухе, пусть и пассивную, с чтением, саморазвитием. У парня правильные черты лица, он спокоен и сосредоточен. Глаза его устремлены в раскрытую книгу, и он совершенно не обращает внимание ни на пение птиц, ни на другие звуки лета. Воображение рисует, как его друзья в это время купаются в речке или гоняют на велосипедах по дачному посёлку. Но так бывает, что попадётся в руки увлекательная книга или журнал, и сам не замечаешь, как летит время, и трудно оторваться от чтения.

Цвет его одежды (голубая рубашка и простые синие штаны) перекликается с синевой тени от густых зарослей высоких деревьев, на фоне которых и изображён парень. Там, перед террасой, увитой растениями, небольшая поляна. За ней начинается сад. Вот книжка закончится, тогда наверняка парень вспомнит о зреющих грушах да наливных яблоках.

Картина, можно сказать, является олицетворением любознательности молодёжи, её усидчивости и настойчивости при условии возникновения неподдельного интереса.

Вариант II

Ирина Шевандронова – художник советского периода. Годы её жизни: 1928-1993. Москвичка, росла в военные годы, поэтому очень ценила мирную жизнь и простые радости. Такие, как семейные посиделки, творческие командировки и чтение интересной книги в тишине.

Читающий подросток стал героем картины «На террасе», в которой Шевандронова изобразила собственного сына. Это стройный, рыжеволосый, симпатичный парень с причёской, прикрывающей уши (по моде 1973 года, периода создания картины).  Босоногий читатель забрался на высокий бордюр террасы, удобно расположился и погрузился в чтение. Синяя обложка книги даже не намекает на её содержание. Только отрешённый и спокойный взгляд подростка, устремлённый на страницы, позволяет строить догадки. Но с таким лицом можно как следить за описанием увлекательного путешествия, так и читать разбор шахматной партии. Оно сосредоточено и мечтательно, на нём работа мысли и самоуглублённое спокойствие.

В данный момент, пока впереди ещё много страниц, почти ничто не может отвлечь парня. А вокруг буйная зелень, сквозь листья просачиваются тёплые и ласковые солнечные лучи. Они освещают лицо и грудь мальчика, добавляя его образу романтичности и усиливая впечатление. В жизни героя самая прекрасная пора, летних каникул, когда можно вдоволь и потрудиться, помогая родным на даче, и наиграться-набегаться со сверстниками, и насладиться тишиной наедине с книгой.

Ясно одно – парню интересно, и это главное. Ведь наше любопытство – двигатель собственного прогресса, а пристрастия безошибочно укажут жизненный путь.

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
Анастасия Дементьева
Оцените автора
( 3 оценки, среднее 3.67 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий