«Корабельная роща» Ивана Шишкина – духовная заповедь художника

Корабельная роща 1898 г.

  • Автор: Шишкин Иван иванович;
  • Год: 1898;
  • Место нахождение: Государственный Русский музей;
  • Размер: 165 х 252 см. Холст масло;
  • Цена: Стоимость на настоящее время не известна.

Картина «Корабельная роща» кисти великого русского живописца, «лесного богатыря-художника» И.И. Шишкина (1832-1898) – последнее законченное произведение мастера. Написана маслом на холсте размером 165 х 252 см в 1898 году. Находится в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург).

Автор

Иван Иванович Шишкин к «Корабельной роще» приступил под неугасающим впечатлением от родных мест, окрестностей Елабуги, старинного города Вятской губернии, откуда художник был родом.

За свою жизнь он повидал немало живописных природных уголков – учился в училище в Москве, затем в Академии в Санкт-Петербурге, почти шесть лет провёл в пенсионерской поездке за границей, и везде выискивал особенно выразительные, фактурные места, естественные и живописные от природы.

В поисках натуры объездил множество заповедных лесов, притягивающих мастера своей первозданностью. Находил прелесть в травах и дорогах, колосьях и исполинах-деревьях. К написанию представителей флоры относился с ботанической скрупулёзностью. Эта особенность присуща и для «Корабельной рощи» Шишкина.

Место действия

На одном из подготовительных рисунков к картине «Корабельная роща» художником сделана собственноручная пометка: «Афанасовская Корабельная роща близ Елабуги». Подпись снимает все вопросы – это родное для живописца Прикамье. Здесь, на обширных территориях к югу от Елабуги, вокруг сёл Нижнее и Большое Афанасово, раскинулся сосновый бор, история которого насчитывает триста лет. Когда-то, ещё со времён Петра I, по приказу царя здесь велась лесозаготовка для Казанской верфи. Древесина местных сосен всегда имела ценные для кораблестроения качества – она была крепкой, легко поддавалась обработке. Размер деревьев (до 40 метров в высоту и 0,5 в диаметре) позволял делать из них великолепные мачты, длинные и прочные.

Корабельная роща сегодня так же живописна, как и во времена Шишкина. К счастью, на свете сохранилось много подобных мест, находясь в которых можно совершенно потеряться во времени и забыть, в каком веке живёшь.

История картины «Корабельная роща»

Первые рисунки и наброски Шишкин сделал ещё в 1895 году. Только к 26-й выставке Товарищества передвижников, открывшейся в Петербургском обществе поощрения художников 22 февраля 1898 года, картина была завершена.

Публика встретила её с восторгом. Автор в те дни неважно себя чувствовал, и не мог присутствовать, но поздравления принимал регулярно. Коллеги писали Шишкину: «Картина заиграла, нота сильная, чудесная – все восхищены; браво!.. Сосной на выставке запахло – солнца, свету прибыло!» Да, солнце для Петербурга – это замечательно.

Озабоченные болезнью Шишкина, которого все любили за добрый нрав и талант, товарищи-художники прислали ему коллективное письмо. Под ним стояло 33 подписи: «Дорогой Иван Иванович, пьём за Ваше здоровье, живите долго и прочно, как Ваш мачтовый лес».

До закрытия мероприятия (29 марта), как и до выставки Товарищества в Москве (6 апреля – 10 мая) художник не дожил. Он умер 8-го (20-го по новому стилю) марта в своей мастерской, едва начав новую картину «Лесное царство». Умер тихо и без мучений, как и хотел.

Коллеги и поклонники скорбели. Газеты печатали некрологи, единодушно сходясь в одном – Шишкин был тончайшим художником с великорусской внешностью, суровым на вид добряком и истинным патриотом. Нежная любовь к родине – вот движущая сила его искусства.

За полотно Шишкин при жизни назначил цену 12 тысяч рублей – такую сумму он озвучил на запрос директора Музея Императорского общества поощрения художеств М.П. Боткина. Картину приобрёл великий князь Георгий Михайлович, в то время (с 1897 года) управляющий Русским музеем Александра III.

Описание картины Шишкина «Корабельная роща»

Перед нами лесной пейзаж, типичный для многих широт необъятной территории России. Стена из внушительных сосен. Они так высоки, что их верхушки не уместились на полотне, отчего деревья кажутся просто исполинами. Ближние сосны ярко освещены солнцем, но чем дальше от лужайки с переднего плана, тем лесной массив выглядит сумрачнее и прохладнее. Пышные кроны вековых сосен упорно тянутся к живительному солнечному свету и почти не дают ему воли на земле.

Зритель будто находится на свободном от деревьев островке, среди вод спешащего к реке широкого и мелкого ручья. Его невысокие склоны поросли травой, дно усыпано камнями, у нехитрой переправы из тонких жёрдочек валуны покрупнее. На солнечном пригорке справа группа молодых сосенок –здесь, в некотором отдалении от взрослых деревьев, у них больше шансов выжить, получая достаточно света.

Общий колорит картины сдержанный, но находится в полном соответствии с реальным солнечным днём. Золотистые в ярких лучах солнца песчаные отмели ручья манят шагнуть в его тёплые воды. Жёлто-зелёные клочки травы, свидетельствующие о жарком лете, стволы деревьев, освещение которых расцвечивает их в разные оттенки и даже наделяет разной температурой, сочная зелень хвои – всё без прикрас, как есть. Природа не нуждается в искусственном украшательстве, она и так само совершенство.

Общее настроение от картины очень светлое и оптимистичное. Чувствуется тёплый хвойный аромат, прохлада тенистой дали, слышится тихое журчание ручья. Вместе с тем рождается и благоговение перед силой леса и его несомненной пользой как для природы и всего живого, для планеты в целом, так и для человека.

Так и хочется к нему обратиться: «Многоуважаемый лес» и погладить мудрую, морщинистую и тёплую кору сосны.

Не путать с «Сосновым бором» из Третьяковки

Государственной Третьяковской галерее принадлежит шишкинский «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии», написанный художником в 1872 году. По композиции обе картины как будто похожи: ручей-дорога от зрителя, сосны, отсутствие людей.

Но в отличие от ранней работы живописца на картине «Корабельная роща»:

  • Ручей уходит вправо;
  • Расстояние от зрителя до сосновой «стены» меньше;
  • Сосны выглядят строже и стройнее;
  • Нет кустарника и валежника;
  • Неба почти не видно;
  • Рукотворная переправа из жердей намекает на присутствие людей время от времени.

В общем, «Сосновый бор» выглядит изображением более дикого, глухого места, практически не тронутого человеком. Соответственно, картины имеют разное настроение.

Подтекст картины «Корабельная роща»

Картина, написанная опытным и мудрым художником, таит в себе немало смыслов:

  • Молодые деревца на фоне старых символизируют преемственность поколений;
  • Хлипкое «сооружение» для перехода на другой берег (творение рук человека) противопоставляется окружающим деревьям-великанам (дарам природы), и человек в этом споре явно проигрывает;
  • «Обрезанные» мастером верхушки сосен говорят о бесконечности леса как части богатства России, которую Шишкин боготворил;
  • Колорит картины по традиции живописца спокойный и сдержанный, сюжет безмятежный – великое не суетится, оно неизменно мощно, уверенно и вечно.

Прощальный поклон мастера родной, горячо любимой земле, картина «Корабельная роща», заслужила славу эпического гимна русской природе и её совершенству.

Коллекция самых известных картин Шишкина И

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
Анастасия Дементьева
Оцените автора
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий