«Радуга» Айвазовского – символ надежды

Радуга 1873

«Радуга» — картина И.К. Айвазовского, написанная в 1873 году маслом на холсте размером 102 х 132 см. Неизменная и традиционная для мариниста тема, но поданная свежо, ярко, совершенно по-новому для художника и русской живописи в целом.

Автор

Иван Константинович Айвазовский (1817-1900) – русский живописец с армянскими корнями, заслуживший мировую известность как величайший маринист и баталист. Кроме Императорской, был почётным членом именитых европейских Академий художеств. Один из самых увлечённых художников-коллекционеров, активно занимался меценатством, преподаванием. Родной город Феодосия в Крыму на берегу роскошного Чёрного моря, мощного источника вдохновения, был его любимым местом на земле.

Предыстория

Морская стихия, шторм, вообще изображение водных просторов – излюбленная тема Айвазовского, в которой ему не было равных. Но таких полотен было создано уже великое множество. Павел Третьяков, крупнейший опытный галерист, находившийся с художником в дружеских отношениях и время от времени приобретавший его работы, хотел заполучить для своей галереи нечто особенное, совершенно волшебное, что бы сконцентрировало в себе весь бесподобный талант мастера. Такую сверхзадачу поставил перед художником коллекционер и тем самым сформировал для него цель. Для настоящего дарования нет ничего невозможного: «Радуга» — тот самый, восхитительный и предельно эмоциональный пейзаж, который Айвазовский привёз на выставку в Императорскую Академию художеств. Третьяков купил картину без раздумий.

Описание картины

Сюжет построен вокруг трагедии, разыгравшейся в бушующем море: от накренившегося тонущего корабля отделилась шлюпка, до отказа заполненная людьми. Это команда терпящего бедствие парусника, который, по всей видимости, налетел на подводные скалы. Катастрофа разыгрывается у самого берега. Но сулит ли он спасение, высокий и неприступный, или лодку с людьми ждёт окончательный крах? Человек на корме лодки пытается сквозь брызги определить, куда же грести, чтоб не разбиться. У двоих по разным бортам по веслу, но не бессильны ли они против стихии? Остальные моряки в ужасе и в ожидании участи вжались в лодку, им нечем ответить, остаётся только молиться. Под ними вселяющая ужас толща воды, которая с лёгкостью проглотит лодчонку, как и корабль, погружающийся всё глубже. Вдруг один моряк приподнялся и в отчаянной надежде выкинул вверх руку с зажатой в ней шляпой: он увидел радугу! Вот она, предвестница счастливого конца их мучений и заключительный аккорд грозного шторма. Да, море способно стремительно взволноваться и удивительно быстро успокоиться. Не сдаться, выстоять – стучит в голове каждого моряка. Спасение близко.

Смысл радуги

У Айвазовского есть картины и на религиозные сюжеты, с прямыми и косвенными отсылками к Писанию. Осмысливая тему доверия человека к Богу, художник уделял немалое внимание символам. Айвазовский, радуга которого вдруг озарила небо над маленькими людьми в лодке на краю гибели, таким образом символично изобразил Божье благословение, бесконечное милосердие и любовь к людям. Это и даёт надежду на спасение.

Особенности цветовых решений

По сравнению с другими морскими пейзажами художника «Радуга» выполнена в светлых тонах. Вместо привычной яркости, контрастности и насыщенности красок – тончайшая светящаяся голубизна, розовые, золотые и зелёные оттенки. Сама радуга еле уловима и прозрачна, чем особо притягательна. В её сиянии у прибрежных скал парит чайка, морская душа. Общий светлый тон картины делает изображение реалистичным. Именно так выглядит штормовое море у высоких берегов: беснующиеся волны, разбиваясь о скалы, поднимают несметное количество солёных брызг, а радуга ничто иное, как отражение солнечных лучей в миллионах водяных капель.

Впечатление

Такая физическая реалистичность картины заставляет замирать около неё любого зрителя с первого взгляда, и индивидуальная чуткость тут ни при чём. Это запредельное искусство великого Айвазовского работает как магнит и 3D-формат XIX века, погружая зрителей любого возраста в бедственную ситуацию настолько правдиво, что хочется стереть с лица солёные капли и вжаться поглубже в шлюпку, вцепившись в её борта и лавки. Заметив спасительную радугу, не сразу, как и моряки, зрители вздыхают с затаённой надеждой.

Обрамление картины тоже играет роль

Обычно художник заказывал для своих произведений золочёные рамы. Для картины «Радуга» Айвазовский поручил изготовить обрамление глубокого чёрного цвета, которое бы чётко контрастировало с очень светлым, жемчужно-сияющим изображением. Это выглядит очень эффектно, усиливая впечатление от полотна: могущество и власть стихии – сила тёмная, страшная, над ней дрожащие в лучах солнца переливы радуги, как вестницы надежды. Мудрый Айвазовский понимал, что только чёрное обрамление способно так явственно открыть появление многообещающей радуги. Пусть она сияет ярче и вселяет надежду.

 

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector