Клод Моне: биография создателя впечатления

Оскар Клод Моне – французский живописец, самый яркий и верный представитель импрессионизма в эпоху его зарождения. Значимым достижением художника в живописи стало освобождение цвета от неукоснительной обязательности рисунка.

Детство. Шаржи – первые художества

Родился 14 ноября 1840 года в Париже, был вторым сыном в семье бакалейщика. В 1845 году семья переезжает в Гавр, где отец продолжает предпринимательскую деятельность, открыв лавку. Отец рассчитывал, что сыновья займутся семейным делом, но Клода влекла свобода – в море и на прибрежных скалах он бывал чаще, чем на занятиях. В школе был один интерес – у него ловко получались шаржи на товарищей и учителей – настолько, что он наладил продажу карикатур, а желающих заполучить свою физиономию похожей и смешной было много. В 15 лет он уже известен всему Гавру, где и началась биография художника.

Первые уроки живописи

Рисуя карандашом и углём, Клод внимает наставлениям преподавателя коллежа, где он учился, Давида Жака-Франсуа Ошара. В этот же период на глаза подростку попадаются пейзажи местного художника Эжена Будена, который удивляет жителей города тем, что пишет на природе, с натуры. Только лично познакомившись с Буденом, который отметил дарование Клода, Моне обратил внимание на природу, словно впервые увидел её. Душа юного художника наконец откликнулась, он полюбил природу настолько, что она стала единственным образцом и вдохновителем на всю жизнь.

В Париж учиться

Буден уверен, что Клод должен заняться живописью серьёзно, для чего надо ехать в столицу. Убедить отца отпустить сына для пробы сил в Париже помогла тётушка юноши. Взяв сбережения от продажи карикатур и рекомендательные письма от покровителей Будена, которые имели знакомых в художественных кругах, в мае 1859 года Моне едет в Париж. Здесь он посещает Салон, Лувр, советуется с именитыми живописцами по поводу своих работ и в письмах к Будену подробно описывает всё происходящее и свои мысли. Совет поступить в мастерскую Тома Кутюра с целью овладения рисунком Моне игнорирует – академизм живописи Кутюра ему претит. Знакомится с работами Добиньи, натурализм работ которого — это шаг к будущему импрессионизму от Барбизонской школы.

Служба и болезнь

Осенью 1860 года Моне призывают в армию, следующие два года он служит в Алжире. Причиной возвращения во Францию становится болезнь. Дома он снова общается с Буденом, знакомится с голландцем Иоганном Йонкиндом, художником-предвестником французского импрессионизма. В конце лета Моне уже здоров. Родственники не хотели отпускать его снова в армию и нашли ему замену (можно было на службу вместо себя за деньги отправить кого-либо).

Возвращение в Париж

В ноябре 1862 года – возврат в столицу. На этот раз Моне идёт учиться в мастерскую Глейра, академиста, но это лишь формальность. Самое главное, что он нашёл здесь, это друзья и единомышленники: Ренуар, Базиль и Сислей. Моне не хватало денег, но упорства, таланта и искренней веры, что он на пороге невиданной новизны, было с избытком. Впитавший идеи натурного общения с природой ещё в Гавре, Клод сумел убедить соратников покинуть студию и обратиться к живым видам ландшафта. Он отказался изучать мастеров старой школы. Отныне только природа «имеет право» учить его, а он должен довериться собственным зрительным ощущениям.

К первым выставкам

Ученики Глейра часто выезжают в Фонтенбло, огромный лесной массив, где художники обожали работать – существуют тысячи картин с изображением леса Фонтенбло. В 1865 году Салон принял к показу два морских пейзажа молодого художника, Клод волновался, но всё прошло тихо, его пока не особо заметили. На Салон 1866 года Моне готовил большое полотно «Завтрак на траве», ответ Эдуарду Мане на его нашумевшую одноимённую картину. Не успев завершить грандиозную работу, представил портрет своей подруги Камиллы и имел успех. Это была уже первая известность в столице. Отголоски триумфа долетают до Гавра, что восстанавливает уважение семьи к непокорному отпрыску. Для следующего Салона Моне пишет «Женщины в саду», но жюри Салона отвергает эту работу.

Тяжёлый период и счастливая встреча

В следующий период Моне крайне стеснён в средствах, он даже подумывает покончить с собой, его преследуют кредиторы. Художник вынужден часто менять место жительства. Метания от Гавра к Парижу заканчиваются встречей в Нормандии с коммерсантом Годибером, которому понравились картины живописца. Он покупает некоторые из них и в 1869 году предоставляет молодому художнику дом для жилья и работы в деревне на берегу Сены. От Парижа всего несколько километров, Клода Моне часто навещает Огюст Ренуар. Они увлекаются совместной работой, всегда в поисках живописных прибрежных видов.

Влияние японского искусства

Здесь они находят очень колоритный уголок – ресторанчик с купальней рядом – место отдыха богатых парижан. Влекущих бликов на воде в этом чудесном месте сколько угодно – изучай и пиши. Природа постоянно меняется и полна мимолётных эффектов – вот что всё больше привлекает внимание Клода Моне и становится его творческим кредо на все последующие годы. Здесь рождаются известные виды под названием «Лягушатник». В этой работе, а также в «Террасе в Сент-Андресс», написанной раньше, прослеживается влияние восточного искусства – тогда многие увлекались японской графикой. Моне также стал страстным поклонником искусства Японии, которое вносил и в свою жизнь: он украшал стены веерами, собирал гравюры, обустроил соответствующе свой дом в Живерни, где он жил больше сорока последних лет, прилегающий к нему роскошный сад с прудом. Композиционным эффектам, результатам выбранного ракурса и обреза изображения рамой, Моне научился из японских ксилографий.

Волшебная оптика

Наука XIX столетия не стояла на месте. Учёные, в частности Эжен Шеврёль, установили, что человек видит образ как результат взаимодействия элементов, а цвет предмета воспринимается в зависимости от материала, расположения ближайших предметов и источника света. Эти открытия, как и откровения японского искусства, сыграли решающую роль в творческом становлении Моне как художника. Принципы живописной техники импрессионистов основаны на выводах оптики: чистые цвета спектра солнца не смешиваются на палитре, а наносятся сразу на светлый холст.

Бурное десятилетие

В июне 1870 года – бракосочетание Клода Моне и Камиллы Донсьё, которые сразу переезжают в нормандский Трувиль. Начинается франко-прусская война, и республиканец Моне уезжает в Англию, чтобы избежать призыва. Зима 1870-1871 годов выдалась чрезвычайно туманной, от чего Моне был в восторге. Он влюбляется в Лондон, пишет великолепные пейзажи. В 1871 году умер отец Моне, и художник едет домой. Находит себе дом в Аржантее, где рядом всё, что он любит: берег Сены, цветущий сад и любимая жена. Материальное положение значительно укрепилось, чему способствовали отцовское наследство и приданое Камиллы. По примеру Добиньи, Моне обустраивает плавучую мастерскую – теперь он может писать прямо на реке. Но успех, как и доход художника, очень переменен. Выставки живописцев, желающих отмежеваться от академистов, не находят понимания у публики, цены на картины низкие. В 1879 году приходится перевезти семью в Ветей – к тому времени у четы уже два сына. Но 32-летняя Камилла, тяжело заболев, в том же году умирает. Подавленный, без средств, с двумя детьми, Клод обращается к своему благодетелю доктору Жоржу де Беллио с просьбой выкупить в ломбарде заложенный медальон, который был дорог для покойной жены, пишет её прекрасный портрет и в 1880 году выставляет его на последней официальной выставке со своим участием.

Первая персональная выставка и долгожданный успех

Июньская выставка 1880 года принесла и признание, и деньги. Выставлялось 18 картин Моне, все они выгодно проданы. С этого времени художник ищет постоянного успеха и стабильного дохода. С 1883 года и до конца дней своих поселился в Живерни, живописной нормандской деревне на реке, прикипев к этому чудесному месту всем сердцем. Здесь разбивает великолепный сад, обустраивает пруд и, уединяясь, пишет сотни работ, которые участвуют в выставках в Париже. Действительно прочным успех живописца стал в 1889 году после выставки картин, написанных с 1864 по 1889 год (участвовало 145 работ). С этого момента авторитет Клода Моне непоколебим, доход постоянно растёт. Он много путешествует и пишет.

Последние годы

В 1892 году Моне женился на 48-летней помощнице по хозяйству Алисе Ошеде, вместе они воспитывали его сыновей и её детей до 1911 года, когда Алиса умерла.

В 1912 году у Моне диагностировали катаракту. Перенесённые операции изменили цветовое восприятие художника. В 1914 году не стало старшего сына Жана. Одиночество подступает, но Клода часто навещают друзья-художники. До последних дней он предавался любимым делам: в саду – «ради праздника для глаз и мотивов для живописи», у холста – потому что писать было делом его жизни. Умер великий Клод Моне 5 декабря 1926 года.

Самые известные картины Моне

Невероятно плодотворный художник Клод Моне за свою жизнь написал более двух тысяч картин. По большей части это пейзажи. Произведения экспонируются в музеях по всему миру. Самые известные из них:

Интересен образ самого Клода Моне, автопортрет которого, написанный в 1884 году, красноречиво демонстрирует его неуёмную энергию и мужскую харизму одержимого профессией человека. Автопортрет 1886 года более сдержан, а 1917-го – символичен.

Особо впечатляющие его виды Моне писал циклами:

  • «Вокзал Сен-Лазар» (1877),
  • «Долина Грёз» (1889),
  • «Стога» (1889-1891),
  • «Тополя» (1892),
  • «Руанский собор» (1895),
  • «Кувшинки» (1900-1908),
  • «Лондон» (1904),
  • «Венеция» (1912).

Какое счастье, что мастер написал такое огромное количество картин – их можно без конца пересматривать, каждый раз находя что-то новое и получая живые и трепетные впечатления от прикосновения к прекрасному и вечному.

Топ известных картин Клода Моне

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
Анастасия Дементьева
Оцените автора
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий