- Автор: Виктор Михайлович Васнецов;
- Год: 1914
- Место нахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва;
- Размер: 119×142 см. Холст масло;
- Цена: Нет данных
Виктор Михайлович Васнецов – самый известный представитель древней уральской семьи. Как художник, он прошел долгий путь от бунтарей-передвижников до стиля модерн, за время которого стал основателем неорусского стиля в живописи, где романтизм сталкивается с историческим жанром, символизмом конца 19 века и фольклором.
Его полюбили за былинно-исторические картины: «Богатыри», «Витязь на распутье», «Иван Царевич на сером волке». «Богатырский скок» Васнецова – один из шедевров на эту же тему, но создана она чуть позже – в 1914 году.
История создания полотна
А не было особой истории. В начале 20 века художник уже создал полотна, которые прославили его на весь мир, участвовал в организации «Союз русского народа», был одним из создателей Общества возрождения художественной Руси, которое своей целью видело знакомство народа с древним русским творчеством во всех его проявлениях, а также его развитие в условиях современного мира…
А за окном уже громыхала Первая мировая война, из которой Россия должна была выйти с победой. А значит, нужно было вдохновлять современных богатырей на подвиги. Так и появилась идея картины. Усилить патриотический дух и волю к победе может только талантливый творец.
Описание картины
Второе название картины – «Богатырский галоп». Своей задачей художник ставил изобразить именно движение и силу в движении. На это играют все элементы картины.
Композиция
Чтобы передать активное движение, автор использует диагональную композицию и подачу снизу – создается впечатление, что на богатыря мы смотрим снизу вверх. Это нужно для дополнительного ощущения мощи и огромной физической силы.
Конь изображен в прыжке и диагонально, диагональ же подчеркивает расположение копья и движение облаков. Все это создает динамику на картине. Конь и его верный друг занимают все пространство полотна и изображены в контражуре: источник света (небо) располагается позади героев. Их сила подчеркивается и при помощи горизонта, который расположен очень низко.
Конь
Создается впечатление, будто именно он является главным героем полотна: мощный, вороной масти, изображенный именно в момент прыжка. Кажется, будто он вот-вот вырвется из реальности картины: мышцы животного сильно напряжены, копыта едва оторвались от земли, голова слегка наклонена. Он богато украшен и сказочно красив, его грива ярко выделяется на фоне белых облаков. Видно, что богатырь ему доверяет, не сдерживает узду и даже не смотрит, куда мчит его друг.
Богатырь
Герой картины – абстрактный богатырь: не Илья Муромец и не Добрыня Никитич, а собирательный образ, несколько похожий на те, что фигурируют на картине «Богатыри».
Он уже готов к бою: богатые доспехи, переливающиеся на утреннем солнце, рука, крепко сжимающая щит, меч на поясе и копье у седла.
Герой немного нахмурен, он смотрит вдаль: а вдруг там уже показался враг. От его взгляда не укроется никто.
Его фигура мощная, а взаимопониманию с конем можно только позавидовать. Они единое целое и символизируют именно волю к победе и силу русских воинов.
Задний план
А здесь уже сквозит страх и опасность. Хвойный лес, холм и темные краски добавляют напряженности. Тем не менее, это раннее утро: солнце почти взошло, а лес окрашен в разные оттенки красного и фиолетового. Не стоит бояться, говорит художник: деревья и холм выглядят миниатюрными в сравнении с богатырем и конем.
В целом, полотно является довольно характерным для живописца-сказочника. Сегодня оно хранится в Московском доме-музее художника, а сочинения по картине Васнецова «Богатырский скок» пишут школьники всей страны, и кажется, дети прекрасно понимают месседж произведения.
Круто!!!